«Вельск-инфо» № 47 (1153) 21 ноября 2012 года
Дело ЮКОСа
«Совки в футляре»
После освобождения от диктатуры силовиков демократическая Россия в первую очередь нуждается в строительстве принципиально новой судебной системы
На последнем (увы, пока по времени) судебном процессе по делу Платона Лебедева познакомились со специальным корреспондентом общественно-политического интернет-портала РublicРost Марией Эйсмонт. Она уже несколько месяцев занимается собственным журналистским исследованием специфики современного российского судейского сообщества – крайне закрытого для общества. В Вельск Мария приехала специально для того, чтобы познакомиться с нашими судьями, волею судьбы ставшими знаменитыми на всю Россию – Виктором Ивановым и Николаем Распоповым.
Когда она мне кратко обрисовала свое редакционное задание, я девушке только посочувствовал. Не то что познакомиться и взять интервью, но даже задать пару вопросов вельским судьям, работающим на лебедевских процессах, представляется задачей почти не выполнимой… Но я недооценил Машу. Действительно, два первых дня прошли для нее безрезультатно: Виктор Иванов то был задействован в процессе, отсутствовал на работе, то был занят, а то уехал внезапно в командировку… Однако, когда до отъезда в Москву у журналистки оставалось всего несколько часов, она отчаянно пошла на «приступ» кабинета председателя суда и все-таки сумела вытянуть (именно «вытянуть» – будто клещами!) из Виктора Федоровича несколько сухих фраз в стиле знаменитого «Мистера Нет» – бывшего министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. Результат этого «вынужденного интервью» Иванова мы опубликовали в прошлом номере нашей газеты, а сегодня печатаем отклики на него слушателей «Эха Москвы». Помещаем также и репортаж Марии Эйсмонт, опубликованный на РublicРost.
Кстати, пару слов следует сказать об этом интернет-портале. Создан он при совместном участии Сбербанка, информационного агентства «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы». Самый свежий проект РublicРost – «Портреты России», живой срез с современного российского общества, объемный портрет россиянина, живущего здесь и сейчас, по всей нашей огромной стране.
Мария рассказала мне немало интересного из своих наблюдений за российскими судьями, с которыми ей удалось познакомиться и пообщаться. Нетрудно представить, что почти все они очень напоминают наших вельских служителей Фемиды – очень замкнуты, неразговорчивы, ведут закрытый образ жизни… Несмотря на степень их зависимости/независимости от «телефонного права», самой точной характеристикой российского судьи будет «человек в футляре». А косное, крайне консервативное понимание своей миссии судьями со стажем невольно напоминает о пресловутом «совке» – ограниченном узкими рамками профессии, абсолютно лояльном власти советском человеке – типичном конформисте. В целом получается не очень привлекательный образ «совков в футляре»… Исключения в судейском сообществе, конечно, есть (и Мария Эйсмонт приводила несколько ярких примеров в дополнение к тем, о которых я слышал ранее), но, как говорится, «честные судьи в путинской Вертикали долго не судят». А часто и сами становятся объектами судебного преследования со стороны своих недавних коллег – такие случаи тоже постоянно на слуху. Не случайно, первым пунктом послереволюционного устройства Росиии внесистемная оппозиция ставит даже не столько политическую реформу, сколько демонтаж путинской карательной машины и учреждение принципиально новой судебной системы.
Константин МАМЕДОВ
|