«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 
«Вельск-инфо» № 17 (1123) 25 апреля 2012 года

Общество

12 лет российской антиутопии:
Оруэлл и Войнович, увы, «накаркали»…

Как и предсказывали гениальные писатели, постсоветский тоталитарный режим путинизма держится на пяти китах: подлое холопство, беспринципное приспособленчество, страх, «чисто-конкретная» Идея Бабла и дешевая демагогия национализма

При полном отсутствии у нынешнего режима какой-никакой идеологии, каких-никаких видов на хотя бы ближайшее будущее - кроме, конечно же, «стабильности» - главным риторическим приемом служит оксюморон. И чем причудливее и непонятнее для тех, кто привык различать за словами их значения, тем лучше.

Чем отличается стул от электрического стула?..

Сначала появилась «суверенная демократия» - зверь столь же экзотический и неподвластный пытливому уму, как и, например, «суверенный закон всемирного тяготения». Слово-паразит «суверенный» стало, тем не менее, резво порождающей моделью для возникновения других оксюморонных монстров. Таких, например, как «суверенная судебная система», «суверенные права человека», «суверенная свобода слова, печати и собраний».

«Известные гробницы и могилы – источник нашей бодрости и силы!» (Р. Красновский)

Пропагандистская риторика коммунистов была не менее лживой и лицемерной, чем нынешняя. Но она находилась в плену (на чем и погорела) не сильно научной, но хотя бы наукообразной терминологии, пафосом и вектором которой было все-таки будущее. Пусть утопически-туманное, пусть постепенно ставшее объектом анекдотов и частушек, но все же будущее. Нынешние, не имея за душой никакой идеи, кроме абстрактной идеи власти и конкретной идеи бабла, свою риторику направили в прошлое - двусмысленное, слабо отрефлексированное, наспех подвергнутое недорогому евроремонту.

Если понимать, что именно он, оксюморон, служит риторическим краеугольным камнем новой российской государственности, то на фоне свежевыкрашенного и заново покрытого китайским кафелем «славного прошлого», светлые идеалы которого «мы все стремимся возродить», разговоры о «модернизации» вовсе не покажутся такими уж нелепыми. Почему бы и нет? В пределах суверенной логики возможно еще и не такое.

«Агрессивный либерализм», «белый уголь», «зеленое солнце»…

Теперь на арене бурной и бестолковой общественной жизни появилось и крикливо заявило о себе «суверенное православие», где базовые христианские ценности, как это происходит и в прочих «суверенных» институтах, простым механическим движением переворачиваются с ног на голову, вроде как в песочных часах.

Совсем недавно публика была не на шутку огорошена неким документом, возникшим в недрах патриаршей канцелярии. Текст этого документа предписывалось огласить во всех приходах. Там, разумеется, говорилось о целенаправленной травле, каковой в последнее время подверглась православная церковь, ее святыни и ее пастыри.

В полном соответствии с риторической модой последнего времени причудливые оксюмороны обнаруживаются и там. Многих необычайно развеселил пассаж о «ложных ценностях агрессивного либерализма». Знакомый художник рассказал мне, что теперь, знакомясь с кем-нибудь, он рекомендует себя как носителя ложных ценностей агрессивного либерализма.

«Кто против меня, тот против России»

Не обошелся текст и без простеньких, но со вкусом доносительских обертонов и неизбежной в таких случаях апелляции к городовому: «Особенно заметными атаки стали в предвыборный и поствыборный период, что свидетельствует об их политической подоплеке, в том числе антироссийской».

Ну, конечно же, подоплека «антироссийская», какая же еще! Не антикитайская же! Понятно же, что «тот, кто против меня, тот против России». Это, кстати, явление уж точно не новое.

Блатяцкая истерика

А еще в последнее время все время говорят о «святынях» и их поругании. Уж не знаю, кто там что поругал, но хорошо известно, что официально-пропагандистское понятие «святыня» неоднократно меняло свои базовые значения, причем радикально. Когда-то коммунистический агитпроп объявлял святыней всего, конечно же, народа все, что было связано с именем и иконографией Великого Вождя, то есть В.И. Ленина. «Не трожь Ленина - это святое», неоднократно слышал я в те годы. Сегодня более или менее те же самые дружно впали в казарменное благочестие.

И весь их «праведный гнев» - никакой это не праведный гнев, а самая что ни на есть симуляция, причем неумелая. Это не гнев, это, извините, типичная блатная истерика - «век свободы не видать».

… Чувства у верующих бывают разные, точно так же, как у неверующих. А то, что для иерархов, из-под ряс которых явственно проступают погоны, является подлинными святынями, ясно любому сколько-нибудь трезвому и наблюдательному человеку. Не храмы-новоделы и даже не имя и образ Спасителя святы для них, а скорее чужие квартиры и место поближе к земным владыкам. И это видно даже невооруженным глазом.

Бред остается бредом, даже если он массовый

Что со всем этим делать? А ничего. Во-первых, не давать вовлекать себя в бред, даже если он и массовый. Во-вторых, всегда помнить о том, что оксюморон хоть и сильный стилистический прием, но такими поэтическими словосочетаниями, как «горячий снег», «слепящая тьма», «крещенский зной», «суверенная демократия» или «агрессивный либерализм», можно восхищаться лишь в том случае, если ты при этом твердо знаешь, что в реальной жизни ни того, ни другого, ни третьего не бывает.

(Фрагменты статьи Льва РУБИНШТЕЙНА «Суверенная логика», Грани.ру)

Наша справка:

Оксюморон, оксиморон (др.-греч. «умная глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. Например:

Я — пленница свободы,
Ты — узник светлой тьмы.
Там склоны небосвода,
Где обитаем мы.

Группа «Маша и медведи», песня «Пленница свободы»

(По материалам Википедии)


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

29.04.2012 23:50:59
Забабурин
    Что мелет,что мелет...?Кокой то ,,винегрет",за которым стоит ненависть и злоба,судя по написанному,ко всему и ко всем.Так и охота спросить-А конкретно чего хочешь то и как ты думаешь воплощать своё ,если оно есть,хотение в жизнь? Что делать то ? А так огульно обзывая всё подряд и провоцируя лишь ненависть одних к другим.....уже не действует,иммунитет выработался, на зло врагам....Микола
    1
 
30.04.2012 13:12:12
Анти
    Хочет эффективного общественного устройства, чтобы невозможно было сказать, что у нас в России как обычно все через одно место делается.

    Для этого существующее устройство нужно разрушить до основания. Перестроить не получится, только снос и новое строительство.

    А злоба от того что Рубинштейн, как и его соплеменник Лейба Давидович Бронштейн по своей природе разрушители. Разрушение - вот их идеология. Но именно такие и нужны на определенном отрезке истории, чтобы после них пришли созидатели.

    Предложить что то на замену той государственной уродине что у нас выросла никто не может. Ничто нас не устраивает. Когда кто то говорит: "Давайте будем как они, давайте у нач будет все как у них" имея в виду Восток или Запад, или конкретные страны это всегда будет означать тупое копирование и бездумное повторение.
    Идея зарабатывания бабла, идея "успешности", следовательно превосходства одних над другими разрушит наши души и Россию разрушит вплоть до территориального распада.

    Нужна идея и идеология.
    2
 
30.04.2012 14:30:31
Анти
    А идея должна быть одна - взаимопомощь и милосердие друг к другу к ближнему своему, доверие.

    Как это облечь в конкретные формы не знаю. Но знаю что обязательным условием является гласность.
    3
 
30.04.2012 16:17:00
Забабурин
    Ну вот ник 3-можешь же говорить по человечески,как ты скажешь иногда,.....а то штаны да штаны...
    4
 
30.04.2012 17:53:23
Забабурин
    Короче ты за разрушение,ник 2883.....и это ты называешь реальность и объективная действительность. Да вы не в себе. однако ты мне изрядно надоел.Садись два 2 .....Колян
    5
 
 
01.05.2012 21:56:33
Алексей
    А по моему, Микола, это просто разоблачение масштабной лжи и всё.

    Правда всегда такая, многим всегда кажется злобной и агрессивной, зато избавляет от иллюзий.
    6
 
02.05.2012 08:58:36
Анти
    А по моему неистовый вахтовик как домой приедет, сразу на стакан садится. И еще садится за копм, чтобы сюда писать, потому как его бредятину в реале никто не выносит.

    Вот он и пьет, чокаясь с монитором, тыкая заскорузлым пальцем в клавиатуру и попадая чаще всего на точку и восклицательный знак.

    Чистой воды Митек, но не в самом лучшем проявлении.

    Дык...это... елы-палы... опаньки!!!

    Вместо точек матюги вставляй, вахтовик и тогда все у тебя получится.
    7
 
09.05.2012 01:10:50
Михаил Салтыков-Щедрин
    К ИНАУГУРАЦИИ В ГОРОДЕ ГЛУПОВЕ

    ( Два градоначальника)

    Когда почва была достаточно взрыхлена учтивым обращением и народ отдохнул от просвещения, тогда, сама собой, стала на очередь потребность в законодательстве. Ответом на эту потребность явился статский советник Феофилакт Иринархович Беневоленский... С самой ранней юности Беневоленский чувствовал непреоборимую наклонность к законодательству. Сидя на скамьях семинарии, он уже начертал несколько законов, между которыми наиболее замечательны следующие: "Всякий человек да имеет сердце сокрушенно", "Всяка душа да трепещет" и "Всякий сверчок да познает соответствующий званию его шесток"...

    С тех пор законодательная деятельность в городе Глупове закипела. Не проходило дня, чтоб не явилось нового подметного письма и чтобы глуповцы не были чем-нибудь обрадованы. Настал, наконец, момент, когда Беневоленский начал даже помышлять о конституции... И начал он обдумывать свое намерение, но чем больше думал, тем более запутывался в своих мыслях. Всего более его смущало то, что он не мог дать достаточно твердого определения слову: "права". Слово "обязанности" он сознавал очень ясно... но "права" - что такое "права"? Достаточно ли было определить их, сказав: "всякий в дому своем благополучно да почивает"? не будет ли это чересчур уж кратко? А с другой стороны, если пуститься в разъяснения, не будет ли чересчур уж обширно и для самих глуповцев обременительно?

    Сомнения эти разрешились тем, что Беневоленский, в виде переходной меры, издал "Устав о свойственном градоначальнику добросердечии"...
    - Знаю я, - говорил он по этому случаю купчихе Распоповой, - что истинной конституции документ сей в себе еще не заключает, но прошу вас, моя почтеннейшая, принять в соображение, что никакое здание, хотя бы даже то был куриный хлев, разом не завершается! По времени, выполним и остальное достолюбезное нам дело, а теперь утешимся тем, что возложим упование наше на бога!..

    Была теплая лунная ночь, когда к градоначальническому дому подвезли кибитку. Беневоленский твердою поступью сошел на крыльцо и хотел было поклониться на все четыре стороны, как с смущением увидел, что на улице никого нет, кроме двух жандармов. По обыкновению, глуповцы в этом случае удивили мир своею неблагодарностью, и как только узнали, что градоначальнику приходится плохо, так тотчас же лишили его своей популярности. Но как ни горька была эта чаша, Беневоленский испил ее с бодрым духом. Внятным и ясным голосом он произнес: "Бездельники!" - и, сев в кибитку, благополучно проследовал в тот край, куда Макар телят не гонял.

    Так окончил свое административное поприще градоначальник, в котором страсть к законодательству находилась в непрерывной борьбе с страстью к пирогам. Изданные им законы в настоящее время, впрочем, действия не имеют.

    Но счастию глуповцев, по-видимому, не предстояло еще скорого конца. На смену Беневоленскому явился подполковник Прыщ и привез с собою систему администрации еще более упрощенную.

    Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем, он всею своею фигурой так, казалось, и говорил: не смотрите на то, что у меня седые усы: я могу! я еще очень могу! Он был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый...

    - Я человек простой-с, - говорил он одним, - и не для того сюда приехал, чтобы издавать законы-с. Моя обязанность наблюсти, чтобы законы были в целости и не валялись по столам-с. Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков: отдохнуть-с!

    Другим он говорил так:
    - Состояние у меня, благодарение Богу, изрядное. Командовал-с; стало быть, не растратил, а умножил-с. Следственно, какие есть насчет этого законы - те знаю, а новых издавать не желаю. Конечно, многие на моем месте понеслись бы в атаку, а может быть, даже устроили бы бомбардировку, но я человек простой и утешения для себя в атаках не вижу-с!

    Третьим высказывался так:
    - Я не либерал и либералом никогда не бывал-с. Действую всегда прямо и потому даже от законов держусь в отдалении. В затруднительных случаях приказываю поискать, но требую одного: чтоб закон был старый. Новых законов не люблю-с. Многое в них пропускается, а о прочем и совсем не упоминается. Так я всегда говорил, так отозвался и теперь, когда отправлялся сюда. От новых, говорю, законов увольте, прочее же надеюсь исполнить в точности!

    Наконец, четвертым он изображал себя в следующих красках:
    - Про себя могу сказать одно: в сражениях не бывал-с, но в парадах закален даже сверх пропорции. Новых идей не понимаю. Не понимаю даже того, зачем их следует понимать-с.
    Михаил Салтыков-Щедрин
    8
 

Добавить комментарий  

 
РУБРИКИ НОМЕРА
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
29.03.2020 в 18:41 оставлен
комментарий к публикации
Не до глупостей
29.03.2020 в 06:52 оставлен
комментарий к публикации
Он мог стать знаменитым боксером, но... погиб
22.03.2020 в 10:23 оставлен
комментарий к публикации
Танкисты грязи и пыли не боятся
21.03.2020 в 06:30 оставлен
комментарий к публикации
Свободу Pussy Riot!
06.03.2020 в 09:42 оставлен
комментарий к публикации
ПУТЛЕР, КАПУТ!
04.03.2020 в 09:33 оставлен
комментарий к публикации
Рейдерский захват, или Развал Вельской потребкооперации
03.03.2020 в 01:22 оставлен
комментарий к публикации
Дед Мороз не утонет
28.03.2020 в 15:15 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru