«Вельск-инфо» № 25 (1079) 22 июня 2011 года
В центре внимания
Ветеран правоохранительных органов:
«Ходорковского и Лебедева не выпустят до весны 2012 года»
В связи с заключением Платона Лебедева в ИК-14 корреспондент газеты «Вельск-инфо» побеседовал с экспертом, много лет проработавшим в правоохранительных органах
Как мы уже сообщали на сайте «В-И», 16 июня в Вельскую исправительную колонию № 14 прибыл по этапу российский «политзаключенный номер два», бывший руководитель компании МЕНАТЕП, дважды осужденный вместе с Михаилом Ходорковским по делу ЮКОСа Платон Лебедев. Об этом сообщили журналистам «Вельск-инфо» собственные источники среди персонала ФКУ ИК-14.
Политические пленники Путина
Напомним, что Платон Лебедев был арестован в 2003 году и осужден в 2005 году по первому делу ЮКОСа и приговорен к 9 годам лишения свободы. Срок отбывания наказания по первому приговору истекал уже в этом году. Однако уже в 2009 году по политическим мотивам против Ходорковского и Лебедева было инспирировано второе уголовное дело, и 30 декабря 2010 года Хамовнический суд города Москвы вынес им новый приговор – 14 лет лишения свободы (впоследствии издевательски сниженный кассационным определением до 13 лет).
23 декабря 2009 года Президиум Верховного суда РФ, в связи с постановлением Европейского суда по правам человека, признал незаконным и отменил арест Лебедева в рамках первого уголовного дела против него и Михаила Ходорковского. По определению международной правозащитной организации Amnesty International Платон Лебедев признан узником совести. 27 мая 2011 года Ходорковский и Лебедев подали в Преображенский районный суд Москвы ходатайства об условно-досрочном освобождении, так как вмененные им статьи предусматривают такую возможность после отбытия половины срока лишения свободы, а из назначенных 13 лет они отбыли более семи с половиной. При этом они не признали своей вины (закон предусматривает такую возможность) и, естественно, не обращались к властям с просьбой о помиловании.
Вскоре после этого Ходорковский и Лебедев внезапно, без информирования родных и адвокатов, были увезены из Москвы в неизвестном направлении, что правозащитниками и юристами было расценено как, фактически, похищение. Несколько дней о заключенных не было ничего известно. Наконец, в конце прошлой недели появились сообщения о прибытии Ходорковского в одну из колоний в Карелии, а Лебедева – в ИК-14 города Вельска.
Сергей Бондарь отказался от любых комментариев
В пятницу я позвонил начальнику колонии майору Сергею Бондарю и попросил его официально подтвердить или опровергнуть сведения о прибытии в его колонию бывшего главы МЕНАТЕП, но Сергей Николаевич сначала отказался говорить на данную тему по телефону, а затем и вовсе ее обсуждать в этот день, лаконично ответив «Без комментариев». Все же мы договорились встретиться на следующее утро (в субботу) и, возможно, еще раз вернуться к острому вопросу, но начальник колонии, в конце концов, передумал, сообщив по телефону о невозможности никаких интервью «по крайней мере в ближайшее время, пока ситуация не изменится и не прояснится».
Спецэтап для «государственного преступника»
В сложившейся ситуации нам пришлось довольствоваться неофициальными источниками из числа сотрудников колонии, а также ветеранов правоохранительных органов и иных силовых структур. Поэтому полученная от них информация, разумеется, может рассматриваться лишь как неподтвержденная, или в качестве версий. Однако близость наших информаторов к происходящим событиям позволяет относиться к их свидетельствам и предположениям с достаточной степенью доверия.
Итак, по нашим данным о предстоящем этапировании важного «государственного преступника» в Вельске узнали примерно за неделю до его прибытия. В ИК-14 внезапно, прямо в выходные дни, нагрянуло высокое начальство во главе с «большими генералами». Предполагается, что возглавлял «чрезвычайную комиссию», по одним сведениям, сам первый заместитель Федеральной службы исполнения наказаний генерал-лейтенант Э.В. Петрухин, а по другим – начальник оперативного управления ФСИН генерал-майор А.И.Щербаков (достоверно выяснить пока не удалось). Этот руководитель проинспектировал сначала место будущего заключения Ходорковского в городе Сегеж (Карелия), а затем прибыл в Вельск в сопровождении начальника Архангельского УФСИН полковника А.Д. Киланова. Цель – проинспектировать объекты будущего содержания именитых заключенных и провести разъяснительную работу – инструктаж с личным составом, в первую очередь с руководством колонии.
Приезд начальства, по всей вероятности, был неожиданностью для самого Бондаря. Пришлось в выходной день в экстренном порядке вызывать на службу почти всех офицеров. Многие из них являются футболистами вельского «Динамо», команда которого впервые в своей истории не явилась на четвертьфинальную игру Кубка «Вельск-инфо», что стало шоком для болельщиков. В последующие дни в колонии сохранялся усиленный режим, сотрудники готовились к какому-то важному событию…
Власть опасается неожиданностей
Судя по всему, Платон Лебедев прибыл в Вельск специальным этапом, то есть отдельно от других заключенных. По мнению нашего эксперта, это может свидетельствовать о перестраховке руководителей ФСИНа, понимающих всю ответственность за возможные заминки или недоразумения в пути:
– Что бы там ни говорили о «стабильности», оперативные данные показывают, что в стране давно наблюдается брожение, никакого «единства», или, тем более, единомыслия нет и в помине. Оппозиционные, а то и прямо революционные настроения (их сейчас принято квалифицировать как «экстремистские») в России сильны и усиливаются с каждым месяцем. Теперь людей уже не заморочишь дешевой пропагандой о «единстве», «патриотизме» и «порядке». Народ видит рост коррупции, чиновничьего воровства, произвола, несправедливости, и постепенно возвращается интерес к политике. Если еще пару лет назад большинство россиян знать не знали Ходорковского и Лебедева, а те кто знали, считали их проворовавшимися олигархами, то теперь люди начали вникать, читать, разбираться, особенно после второго процесса по делу ЮКОСа… Многие сочувствуют им, постепенно Ходорковский и Лебедев становятся символами сопротивления, потенциальными лидерами оппозиции, а пострадавших от власти на Руси, как известно, любят и жалеют… Поэтому власти опасаются непредвиденных ЧП во время этапирования, сколь бы маловероятными они не были.
Как сообщил наш источник, сразу после прибытия в Вельскую колонию Платона Лебедева разместили в карантинном помещении, где он будет пребывать 7-10 дней (примерно до 23-25 июня). Его изолировали от контактов с другими заключенными и, фактически, с внешним миром. Доктор проверит состояние его здоровья, после чего будет принято решение об условиях и месте содержания. Вопреки появившимся в прессе сообщениям о том, что якобы Платона Лебедева из Вельска этапируют в Мурманскую область на постоянное место отбывания наказания, наш информатор практически не сомневается, что, по крайней мере, в течение ближайших месяцев Лебедев будет находиться в Вельской колонии. Подобные сообщения в СМИ– не более чем попытка ввести общественность в заблуждение и напустить тумана, с тем чтобы отвлечь внимание от ИК-14.
По мнению ветерана правоохранительных органов (хорошо ориентирующегося, в том числе, и в порядках в Вельской колонии), с которым мы беседовали, после карантина именитого узника вряд ли «поднимут на отряд». То есть Лебедева скорее всего поселят не в общем бараке, а в отдельном корпусе, где находятся так называемые ШИЗО, БУР и другие изолированные помещения. По крайней мере его контакты с другими заключенными постараются свести к минимуму. С одной стороны, это позволит избежать любых неожиданностей, а с другой – будет способствовать психологическому давлению на Лебедева.
«Или грудь в крестах, или голова в кустах…»
Этой известной пословицей описал нынешнее положение начальника ИК-14 Сергея Бондаря и его подчиненных мой собеседник:
– Трудно сказать, почему выбор пал именно на Вельскую колонию… С одной стороны, это недалеко от Москвы, легкая транспортная доступность, город известен своей активной общественной жизнью, сильной политической оппозицией, независимыми СМИ. С другой – ФКУ ИК-14 считается одним из лучших в Архангельской области, начальник колонии – молодой, перспективный и жесткий руководитель. Однако то, что ему доверили охранять и содержать такого видного осужденного, не только почетно, но и весьма ответственно. Я не сомневаюсь, что перед Сергеем Николаевичем поставили задачу блокировать доступ прессы в его учреждение, ему теперь нужно быть изворотливым дипломатом во взаимоотношениях с адвокатами и правозащитниками. Те же архангельские начальники и московские генералы не простят ему малейшего промаха. Так что пребывание Платона Лебедева в Вельской колонии для его сотрудников что палка о двух концах– можно зарекомендовать себя и продвинуться по службе, а можно потерять и то, что имеешь сейчас… Можно предположить, обстановка в колонии вокруг Лебедева наверняка будет нервная и напряженная.
До выборов их не выпустят
Естественно, я поинтересовался у своего компетентного и опытного собеседника его мнением о перспективах ходатайства Ходорковского и Лебедева об условно-досрочном освобождении:
– Мне, конечно, трудно судить о вопросах большой политики, но некоторые выводы из известных нам фактов (а сколько еще неизвестных?!) сделать можно. Если коротко, то я не вижу пока никаких обнадеживающих перспектив для сидельцев по Делу ЮКОСа.
Во-первых, настораживает уже то, что после подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении, их сразу отправили к новому месту отбытия наказания. Тем самым одновременно убивается аж три зайца: документы по УДО возвращены заявителям обратно и должны быть поданы снова по новому местопребыванию, заявления будут рассматривать местные (то есть, Вельский и Сегежский), а не московские суды, находящиеся под прессингом правозащитников, СМИ и политиков, характеристики и заключение о возможности УДО будут давать руководители колоний, в которых они находятся сейчас.
Все это открывает новые возможности для препятствования условно-досрочному освобождению Ходорковского и Лебедева. Даже если мы поверим в слова Медведева о том, что они «не опасны для общества» и в готовность президента проявить снисхождение, все равно очевидно, что с политической точки зрения выпускать двух главных политзаключенных страны в преддверии думских и президентских выборов не только нецелесообразно, но и прямо опасно для тандема. Даже если Ходорковский и Лебедев пообещают не заниматься политической деятельностью в ближайшие месяцы и сдержат свое слово, процесс может пойти и помимо их желаний и намерений. Да и позиция Владимира Путина по этому поводу, думаю, будет однозначно-негативной. Поэтому я практически не сомневаюсь в том, что до завершения президентских выборов их на свободу точно не выпустят. А вот после инаугурации – вполне возможно, это будет широкий, «благородный» жест…
Как будут препятствовать условно-досрочному освобождению Лебедева? Самое простое: начальник колонии заявит, что он ничего не может сказать о вновь прибывшем заключенном, нужно время, чтобы к нему присмотреться, понять, стал ли он на путь исправления? Для этого как раз полгода и понадобится. В худшем варианте – по быстрому организуют ему нарушение распорядка дня или дисциплины, это легко делается, даже помимо воли заключенного… Могут, например, спровоцировать, подставить, ввести в заблуждение, хотя они уже и опытные сидельцы. А положительные характеристики с прежнего места отбывания наказания уже в расчет приниматься не будут. Могут, конечно, воздействовать и на районный суд, если дело дойдет до рассмотрения заявления Лебедева об УДО в суде. Хотя у нас в Вельске относительно объективное правосудие… Одним словом, рычагов влияния у заинтересованных лиц хватает.
***
Мы не беремся делать прогнозы и оценивать справедливость сведений, оценок и выводов наших источников и экспертов из числа сотрудников силовых ведомств. Время покажет, правы они или нет. Но информации к размышлению, согласитесь, достаточно…
Константин МАМЕДОВ, корреспондент независимой газеты «Вельск-инфо»
|