«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 
«Вельск-инфо» № 11 (1012) 10 марта 2010 года

Армия

Танкисты грязи и пыли не боятся

Воспоминания о военной службе

(Окончание. Начало «В-И» № 8)

Никогда не забуду одного инструктора, его фамилия Жигулин Слава. Все боялись попадать к нему на вождение и на обслуживание танка. Отвели мы в тот день вождение, и, как полагается, всех курсантов для обслуживания распределили по четыре человека на каждую машину в отдельности. Я, как назло, попал к нему на обслуживание машины.

***

Приехали мы в парк, где, как на трассе, так и в парке боевых машин, пыль от движения танков была такая, что через голенища сыпалась, а на лице пыли было с палец. Кроме канавок от слез, на лице у механиков ничего не было видно. Вот в таком виде этот сержант построил нас перед танком, распределил, кто чем будет заниматься и сказал, что он пошел в столовую, а мы к его приходу должны обслужить машину. Мне досталось обслуживать боевое отделение. Чтобы не получить от инструктора пилюль, я сам себе сказал, что лучше я все сделаю по-честному и обслужу машину, как это полагается. Выкинул все кассеты из-под снарядов на улицу. Все боевое отделение вымыл. Каждый уголочек своим дыханием продул от пыли и думаю: придет он и похвалит меня за работу. Сижу в танке и жду. Приходит он из столовой и начинает подкидывать моим коллегам по службе, что они плохо поработали. Слышу, он лезет на танк ко мне проверять мою работу. Опускает голову в люк и нечеловеческим голосом орет:

– А ты, мудила, вообще не приступал к работе?!

Я чуть не рухнул на пол. Он кричит: «Всем построиться перед танком, будем учиться преодолевать препятствие».

– Я, – говорит, – буду считать до десяти, а вы должны проползти вчетвером под танком и на счет последней цифры уже стоять с другой стороны танка.

Считал очень быстро и в конце счет постоянно ускорял. Но мы все-таки этот норматив ему сдали. В конце обслуживания он поблагодарил нас за службу Родине, и мы мухой улетели от его таких ласковых слов. И таких дурных нравоучений было очень много. Я всегда думал, что при встрече с ним на гражданке я его просто прибью.

Судьба вновь свела меня с Жигулиным на гражданке, и в дальнейшем он не один год работал под моим руководством. Бывает же так, а злость, наверное, по истечении времени просто прошла. Недаром говорят – время все и всех лечит. Но в то время я думал по-иному и мечтал побыстрее закончить учебку и уехать в линейные войска. Не тут-то было. Мне вновь повезло. Всех ребят, которые хорошо учились, оставили служить на БУБТе. Для меня это было шоком. Прощай, линейка. Здравствуй, БУБТ.

Все изменилось после того, когда мне пришлось обучать курсантов. Я очень любил технику и вождение. Утром уезжаешь из парка и только вечером появляешься в казарме. Меня это устраивало. Не любил я дневалить и дежурить.

И вот началась подготовка к переезду полка и техники в новый гарнизон, так как вся дивизия, кроме нашего полка, уже передислоцировалась в Казахстан. Мы под командованием командира части полковника Гришина и комбата майора Пикузо начали все имущество БУБТа и полка складывать в ящики для последующей отправки его в Отар. Подготовка была постепенная и четкая. В то время моя Т-34 отбегала положенные ей моточасы, и меня вместе с ней отправили в командировку в Читинскую обл., в п. Атамановку для сдачи ее на капитальный ремонт.

***

Все мы старались при сдаче танков в ремонт оставлять себе толстый плекс от триплексов для последующего изготовления из него дембельских очень красивых танков. В современных машинах такого плекса не было. Его устанавливали на триплексах только на Т-34. Этот плекс защищал глаза механика от взрывов артиллерийских снарядов. Из Читы мы уже возвращались в Отар. Мне хорошо помнится деликатная погрузка танков на ж.-д. платформы. Малейшая ошибка – и можно улететь за борт.

Такую деликатную работу доверяли только опытным механикам-инструкторам. Работа такая проводилась и при отправке техники на средний, капитальный ремонт и в период передислокации полка в Отар. Для этого потребовалось очень большое количество платформ, теплушек и составов. Это действительно была одна из исторических и грандиозных передислокаций танкового полка из Узбекской ССР в Казахскую ССР.

***

По возвращении из Читы в Отар перед нами появилась картинка нового месторасположения нашего БУБТа. Весь личный состав располагался в палатках. Заканчивали строить две барачные казармы вместимостью по три роты численностью по 30–40 человек каждая. Вождение и учения не прекращались. Строительством занимались все крамольники и дембеля, которым хотелось уехать домой пораньше. При переселении личного состава батальона в новые казармы батальон разделили на два. Первым батальоном командовал уже подполковник Пикузо, а вторым – бывший командир Спиринской учебной роты майор Скрынник.

Служба шла своим чередом, механики-инструкторы повышали свои знания. Расскажу один случай. Был у нас такой механик, по фамилии Полупанов, который никогда не расставался с питьевым танковым бачком. Он у него всегда висел на шее. Мы всегда думали, зачем он его носит. Более того, он практически всегда ходил под градусом. В дальнейшем выяснилось следующее. Он сливал из пушек жидкость зеленого цвета в воздушные баллоны, от которых заводили танки, прикручивал к ним длинные топливные трубки, делал из них спираль. Эту спираль укладывал в ручеек, а его конец заталкивал в питьевой бачок. Далее зажигал паяльную лампу и гнал из зеленой жидкости самогон. В дальнейшем мы ее прозвали «Ликер-Траки». Все это привело к серьезным последствиям. Личный состав БУБТа перегнал всю эту жидкость, которая находилась в танках, и при учебных боевых стрельбах танковые пушки не могли стрелять. Вот вам отрицательный пример механика Полупанова, как не надо делать.

Еще один случай из нашей бубтовской жизни. Все бубтяне знают, что прежде чем выехать на участок для вождения, выстраивается колонна танков. В голове колонны деды. Смотрю, в середину колонны пристроился механик, который только окончил учебку, а за ним встал старик Витя Волков. Мы ему говорим: «Ты что, Витек, нарушаешь традиции и вперед пропускаешь молодежь?» А он смеется: « Не переживайте, я его сразу обгоню, как колонна тронется с места». Но этого не произошло, так как ветра не было, и, когда колонна тронулась с места, пыль была столбом и видимости – ноль. Мы чувствовали передние танки только по клубам пыли. Если пыль перед твоим танком интенсивно вращается – значит, танк где-то рядом. И вот ему обогнать молодого не удалось. Колонна прибыла на исходную, но участок был уже занят другой ротой.

Мы развернулись и встали подальше от исходной, чтобы собрать всю колонну, а затем всем вместе двинуться на другой участок. Можно только представить, какой грохот, рев и лязг гусениц был в тот момент. Все мы сидели на танках и не спрыгивали на землю, пока колонна не выстроится заново. И в этой ужасной обстановке, где ничего не видно, мы услышали сильный удар. Это столкнулись два танка лоб в лоб (танк молодого и Вити Волкова). Почему так произошло, да потому, что отсутствие опыта у молодого привело к лобовому столкновению. Прибыв на исходную, молодой увидел, что нас нет, развернул машину на 180 градусов и в лоб ударил Витька. Итог – у Витиного танка с мясом был выломан направляющий кривошип. У Вити из-под шлемофона сильно бежала кровь, а у молодого она побежала уже после столкновения. Вот так тоже было.

Очень интересный случай был у моего друга Гены Богданова. Когда курсант ведет машину, механик-инструктор сидит на башне. Вот так и было в тот день. Курсант проходил змейку, а Гена сидел на башне, машина ударилась направляющим в булыжник, и от удара у Т-34 оторвало башню, на которой сидел Геннадий, но он успел нырнуть в люк, а башня перевернулась, и он остался жив. Возможно, в дембельских альбомах такие фотокадры имеются, так как они в то время облетели всю дивизию, не говоря уже о полке.

Служба завершалась, меня назначили старшиной 3-й роты, но это уже другая история. Хорошие слова хочу сказать о комбате майоре Скрыннике – мастере вождения боевых машин, таких людей в полку было 1–2 человека. Судьба связала меня с ним и на гражданке. Он продолжал службу после его списания у нас, в г. Лениногорске, в военкомате. Далее они с семьей уехали на Украину в г. Ильичевск Одесской области, там комбата с военными почестями похоронили на 73-м году жизни.

***

Никогда не забуду другого комбата – подполковника Пикузо, когда он в период натянутых взаимоотношений СССР с Китаем сообщил нам: «Если с Китаем конфликт будет разрастаться, то, сынки, мы первыми вступим в бой». Это было начало 1972 года. Можно было представить, какое у нас, дембелей, было настроение. Через месяц домой, а здесь такая новость. Слава богу, что обошлось все это мирным путем. Домой нас как обычно провожали под марш «Прощание славянки» и почетным кругом вокруг БУБТа.

Вот только часть тех событий, которые происходили в нашем батальоне. Всем привет, с уважением ваш старшина БУБТа 1972 года. Здоровья, благополучия и успехов вам. Поздравляю с праздником – Днем защитника Отечества!

Страницу подготовил Сергей Шотин


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

22.01.2013 20:26:09
Серго
    Служил в Отаре в 1989-1991 гг. в 127-м танковом полку. Во второй, спиринской роте. Наш полк был самый добротный и уютный во всей дивизии. Численность составляла до 2400 человек. В ротах - до 160 человек. 12 учебных рот. Плюс БУБТ и офицерский состав. Казармы 3, 4 и 5-этажные. Большая столовая на 1000 человек. Стадион, бассейн. Танки были Т-62, через год переучивались на Т-72. Пыли на танкодроме и директриссе было много, правильно сказали, "через голенище". Столкновения танков в пыли имели место. Драки с пехотой тоже были. Стреляли отменно, так как были частые стрельбы. Бегали по сопкам как сайгаки. Иногда в противогазах. От зеленой жидкости из тормоза отката пушки (марка - МТ16П) у нас в полку отравились насмерть 4 человека. Больше не пил никто. В целом остались хорошие воспоминания от службы в Отаре. Была в те годы такая пословица: "Кто служил в Отаре, тому не страшен Бухенвальд".
    1
 
22.03.2020 10:23:41
Сергей
    Служил в Отаре в 1982 (май)-1982 (октябрь) гг. в 127-м танковом полку. Во второй, спиринской роте. Я проходил там учебку. Служил во втором взводе этой роты. На каждой утренней и вечерней проверке звучало имя Спирина А.И., зачисленного в 1-й взвод, 2-й роты, 1-го батальона, 127-го учебного танкового полка.
    2
 

Добавить комментарий  


 
РУБРИКИ НОМЕРА
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
30.06.2020 в 16:59 оставлен
комментарий к публикации
«Путин – главный олигарх и разрушитель России»
14.05.2020 в 13:02 оставлен
комментарий к публикации
Первый столб поселка
22.03.2020 в 10:23 оставлен
комментарий к публикации
Танкисты грязи и пыли не боятся
Сегодня в 09:39 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru