|
«Вельск-инфо» № 4 (1005) 27 января 2010 года, среда
|
|
Наш город
Циничное равнодушие
Мы не только не желаем покаяться, но еще и упорствуем в своей безнравственности, прикрываясь фальшивыми «аргументами»
Уже много лет со страниц местной прессы не сходит тема восстановления главного храма Вельска – Преображенского собора. Я думаю, что каждый вельчанин хотел бы, чтобы в центре нашего родного города вновь распахнулись двери восстановленной святыни Поважья. Конечно, с возвращением собора церкви связано немало проблем, но…
Темная сила разрушения затмила разум
Несколько лет назад я снимал свой самый первый телевизионный фильм – о судьбе трех храмов. Я был потрясен их красотой: даже в разрушенном, испоганенном виде явственно просматривалось их былая красота. Забравшись во время съемки на один из больших холмов (справа перед въездом на центральную усадьбу пежемского совхоза), я любовался внизу, в распадке всем великолепным ансамблем Богоявленского собора – насколько же он был великолепен и величественен до того как был уничтожен поколением комсомольцев 20–40-х годов XX века! Снимая развалины моей любимицы, Ростовской церкви, взирая на ее отражение в водах Вели, я никак не мог понять, что же все-таки руководило теми, кто все эти святыни крушил, рушил, уничтожал? Ведь эти храмы создавали, строили на собственные крестьянские копейки их родители, дедушки и бабушки, близкие люди! Какая же темная сила варваров-разрушителей воздействовала на сознание тех молодых людей, которые были крещены младенцами в этих самых церквях! Как могла новая власть так быстро и так чудовищно повлиять на них, руководить их мыслями и поступками? Зачем нужно было ломать, уничтожать всю эту красоту?!
…Я сидел на берегу, вглядываясь в спокойную гладь Вели, помнящей весь этот кошмар советских десятилетий, и не находил ответа.
Достойны ли?
Вот и мое отношение к восстановлению Преображенского собора основывается, в первую очередь, на ВОССОЗДАНИИ КРАСОТЫ. Красоты духовной и архитектурной. Что касается необходимости для Вельского прихода восстановления главного храма, то я слышал и такую точку зрения (причем, высказанную священнослужителем, правда, не нашим, не вельским): «А готовы ли вельчане принять Преображенский собор? Достойны ли они его? Заслужили ли?». Что скрывалось за этим вопросом-сомнением, для меня тогда отчасти осталось загадкой. И вот только недавно я, кажется, нашел ответ на это высказывание. Он в нашем равнодушии, в нашем цинизме, в нашей бездуховности.
Мы не только не восстанавливаем утраченное, но и можем потерять то, что имеем…
Примерно месяц назад я возвращался поездом из Архангельска со второго фестиваля документальных фильмов «Берегиня». Случайно столкнулся в вагоне с настоятелем нашего Вельского прихода отцом Антонием. Я считаю батюшку своим духовным наставником, это он семь лет назад под сводами Успенской церкви соединил наши души, мою и моей Лены…
Конечно, мы разговорились. Сколько же невысказанной, видимо, ранее никому боли и горечи услышал я в рассказе этого человека! Впервые в голосе отца Антония, всегда казавшегося мне оптимистом, сквозило отчаяние:
– Складывается впечатление, что никому здесь ничего не надо… Руки опускаются. Видимо, придется мне снова уехать из Вельска…
Уже этих слов мне хватило, чтобы понять: дело не только в его мечте восстановить центральный собор Поважья. Сегодня даже скромный, маленький, но до сих пор единственный в Вельске Успенский храм находится под угрозой разрушения. Церковь построена еще в 1796 году, она сильно обветшала. В районе запасного выхода стену прорезала большая трещина, а левая сторона бревенчатого фундамента просто сгнила. Здание уже ощутимо наклоняется в эту сторону. Я, конечно, не строитель, могу излагать не точно, но суть понятна: город может очень скоро остаться вообще без какого-либо храма! Возможно, эта статья привлечет внимание специалистов, которые помогут определить объем ремонтных работ, которые, вероятно, требуются безотлагательно. Давайте поможем приходу, отцу Антонию, родному городу и самим себе.
Александр МАЛОЛЕТОВ
|