«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
20 октября 2004 (48)
Александр КАЛАБАНОВ

Путин и Конституция: что нас ждет после реформы?

Если вы всё еще думаете, что неприятности случаются только по пятницам, особенно, когда еще на календаре значится тринадцатое число, как это зачастую случается а американских фильмах, то вы глубоко заблуждаетесь. В новейшей российской истории днем принятия важных государственных и общественно- политических решений последнее время всё чаще и чаще становится понедельник, хотя и здесь без числовой символики иногда тоже не обходится. По крайней мере, в этом вся страна могла убедиться лично, когда в понедельник, тринадцатого сентября президент России Владимир Путин на совещании в Белом Доме провозгласил очередные принципы российской политики - своеобразный "новый курс", направленный на расширение и углубление вертикали власти, а, по сути дела, на построение унитарного государства и, по умолчанию, свертывание демократии.

Домашняя заготовка

Совершенно очевидно, что обнародованная российским президентом реформа власти готовилась им и его администрацией давно, а не стала спонтанной и эмоциональной реакцией высшего должностного лица в Российской Федерации на ужасающий по масштабам террористический акт в североосетинском городе Беслане.

Слабые отголоски грядущих преобразований, начиная с весны этого года, скупо просачивались из кабинетов кремлёвских и думских чиновников, однако полной картины будущих изменений, несмотря на показанное практически всеми каналами сентябрьское выступление Путина и внесение в нижнюю палату парламента соответствующего законопроекта, еще нет. Возможно, наряду с изменением принципа прямого волеизъявления граждан, я имею в виду свободные выборы глав региональных администраций, Кремль готовит еще и ряд других законодательных инициатив, реализация которых покончит не только с выборностью глав регионов, но и глав местных муниципальных образований. Во всяком случае, в нашей стране с ее непредсказуемым прошлым и еще более внезапным будущим не стоит отказываться от подобного развития событий. Так, например, законодатели одной из поволжских областей, не берусь утверждать точно, но, кажется, Ульяновской, уже обратились к президенту с инициативой разрешить назначенным губернаторам (в соответствии с новой политической конфигурацией), в свою очередь, назначать по их представлению и усмотрению глав муниципальных образований. И, кажется, их желание бежать впереди паровоза уже нашло отклик в президентских структурах, потому как внесенный в Госдуму закон об избрании глав регионов законодательными собраниями субъектов, по представлению президента, предусматривает и назначаемость глав местных муниципальных образований и мэров городов.

Понятно, что таким образом президент решился на усиление исполнительной вертикали власти, однако совершенно не ясно, зачем же было тогда весной этого года вносить в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 82 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 "Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разрешающий в целях экономии денежных средств совместить выборы в органы местного самоуправления - городские и сельские муниципалитеты с выборами глав муниципальных образований, сократив или увеличив срок полномочий последних. С точки зрения формальной логики - это абсолютно противоречивые, исключающие друг друга действия, но, кажется, формальная логика и инициативы президентской админист-рации - две вещи несовместные.

Впрочем, я отвлекся. Давайте посмотрим, как и за счет чего президент предлагает укреплять систему исполнительной власти в стране и (соответственно, это читается между строк президентского выступления) бороться с терроризмом. "Считаю, что в сложившихся условиях система исполнительной власти в стране должна быть не просто адаптирована к работе в кризисных ситуациях, а кардинально перестроена, - проинформировал всех Владимир Путин. - Перестройка с целью укрепления единства страны и недопущения кризисов.

Мы не вправе забывать, что в своих далеко идущих планах вдохновители, организаторы и исполнители терактов стремятся к тому, чтобы дезинтегрировать страну, стремятся к распаду государства, к развалу России. Убежден, единство страны - это главное условие победы над террором.

Прежде всего, важнейшим фактором укрепления государства считаю единство системы исполнительной власти в стране. Единство, вытекающее из смысла и буквы статьи 77 Конституции Российской Федерации. Фактически речь идет и о том, что по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения органы исполнительной власти в центре и в субъектах Российской Федерации образуют единую систему власти и, соответственно, должны работать как целостный единый организм.

Нужно признать, что такой системы власти в стране до сих пор не создано.

Борьба с террором - это общегосударственная задача. Задача, для выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов. И очевидно, что единство действий всей исполнительной вертикали здесь должно быть обеспечено в первую очередь и безусловно. Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России. И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться собраниями территорий по представлению главы государства. В таком случае, механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования правительства Российской Федерации. Данный порядок образования исполнительной власти базируется на общих положениях Конституции и предложен в проектах, представленных целым рядом руководителей субъектов Российской Федерации. ":" Кроме того, полагаю, что руководители регионов должны сегодня теснее взаимодействовать с муниципальными образованиями, помогая им в каждо-дневной работе с людьми, а также в рамках, предусмотренных законом, оказывать большое влияние на формирование органов местного самоуправления. ":"

Сегодня мы обязаны своими практическими действиями поддержать инициативы граждан в их стремлении бороться с террором. Должны вместе найти механизмы, скрепляющие государство. Одним из таких механизмов, обеспечивающих реальный диалог и взаимодействие общества и власти в борьбе с террором, должны стать общенациональные партии. И в интересах укрепления политической системы страны считаю необходимым введение пропорциональной системы выборов в Государственную Думу".

Прошу прощения у читателей за столь длинную и обширную цитату из путинского сентябрь-ского выступления, однако именно она очень важна нам далее для понимания того, чего хочет и к чему призывает нас президент.

Назад, в СССР

Уже давно ни для кого не секрет, что Владимир Путин ностальгирует по временам безвозвратно ушедшего Советского Союза и пытается вернуть если не прежние советские порядки, то хотя бы внешнюю атрибутику и риторику той эпохи. Сначала он реанимировал старый советский гимн, потом вернул в армию красное знамя и пятиконечную красную звезду, вернул бывшим райкомовским и обкомовским аппаратчикам и партийным работникам часть их прежних льгот и привилегий по пенсионному обеспечению. Теперь, вслед за подчинением прессы и установлением контроля над экономикой, видимо, настала очередь иных, более глобальных преобразований, а точнее более масштабной реставрации, в просторечии - отката к партийно-советским реалиям.

В определенном смысле этого слова Владимир Путин - человек из прошлого, мыслящий устаревшими, по крайней мере, на тридцать - пятьдесят лет категориями. В этом нет ничего удивительного, поскольку его социализация проходила в то время, когда диктат и контроль со стороны партийно-государственных органов был всеобъемлющ и не подвергался ни малейшей доле сомнения. В этом контексте идеи и поступки Владимира Путина - свое- образная психологическая реакция человека, растерявшегося перед вызовами нового XXI века - терроризмом, преступностью, коррупцией, сепаратизмом, национальной и религиозной нетерпимостью, социальным расслоением, бедностью, нищетой и т.д., но страстно желающего быть или, в крайнем случае, казаться сильным политическим лидером, и сознательно остро мечтающего вернуться туда, где ему было хорошо, комфортно, спокойно и безопасно, т.е. в 1970-80-е гг. По сути дела, она в чем-то сопоставима с поведением испуганного ребенка, которому кажется, что если он сейчас спрячется с головой под одеяло, то все страхи и кошмары исчезнут, рассеются, и сразу станет легко и свободно.

Увы, так бывает лишь в детстве, да и нынешние российские общественно- политические язвы не лечатся по старым социалистическим рецептам и уж тем более не исчезнут, если на них натянуть старое советское одеяло. Наше общество уже переболело социализмом и коммунизмом и выработало иммунитет к партийно- государственным инъекциям, поэтому для адекватного, а главное, эффективного и современного лечения социально-политических инфекций нужно искать другие, нестандартные и нереставрационные решения уже хотя бы потому, что стереотипное квазисоветское видение будущего страны способно только лишь на подрыв и уничтожение федеративного устройства государства, а отнюдь не на укрепление исполнительной вертикали власти.

Владимиру Путину, окружающим его советникам, помощникам, чиновникам президентской администрации и депутатам Государственной Думы неплохо было бы еще раз проштудировать учебники по истории СССР, особенно те главы, в которых подробно рассматриваются последние годы многонационального Советского Союза и анализируются причины, предпосылки и тенденции, приведшие к кризису, коллапсу, а затем и распаду страны. Им это просто необходимо, потому что, принимая решения, подобные сентябрь-скому, президент и его окружение, идеологи так называемой "новой России", подталкивают страну к пропасти, к дезинтеграции и распаду. Им, нынешним правителям России, следовало бы знать и помнить, что отсутствие прямых альтернативных и свободных выборов, прямого волеизъявления народа, сворачивание свободы слова, демо-кратических инициатив и политического плюрализма, демонтаж местного самоуправления, подавление прав и свобод человека, отказ от парламентаризма, уход во внутреннюю или внешнюю эмиграцию инакомыслящих, национальных и религиозных движений, их лидеров (за исключением официально одобренных сверху) и многих других способов цивилизованными, демократическими методами и процедурами "выпускать пар из котла", которым, по определению, является Российская Федерация, приведут к тому, что этот наглухо закупоренный котёл рано или поздно взорвется. На практике это будет означать территориальный распад России, при котором страна окончательно утратит Северный Кавказ, а также, возможно, другие национальные республики, области, края и автономии по периметру ее нынешних границ, ослабит свое влияние на Дальнем Востоке и стабилизируется лишь в европейской части до Урала. Может быть, кому-то этот прогноз покажется утопическим и несбыточным, однако, к сожалению, таким действительно может стать наше будущее и будущее России, если в ней будет реализована предлагаемая В. Путиным реформа власти, и оно может наступить гораздо быстрее, чем мы можем даже себе представить - уже к 2015-2017 годам. Возможно, это будет означать новую, более глубокую и основательную перестройку политической и экономической системы страны, а возможно, и консервацию политического режима, превращение России в государство-изгой по типу Белоруссии, Туркменистана или Северной Кореи, по сравнению с которыми нынешний политический режим Владимира Путина будет выглядеть вполне развитой европейской демократией.

Впрочем, это всего лишь один из вариантов развития событий, а пока же отсутствие оппозиции (загнана в подполье) и свободных влиятельных средств массовой информации в сегодняшних условиях способно сыграть с В.Путиным злую шутку, поскольку любая его инициатива - здравая или совершенно бессмысленная, с восторгом принимается претендующими на власть или близость к ней партиями и подчинёнными, зависящими от него региональными политическими элитами, а ведь, казалось бы, так просто взять в руки Основной закон Российской Федерации и внимательно прочитать его текст, чтобы понять, что предлагаемые президентом законодательные инициативы по сути своей невозможны без внесения поправок в саму Конституцию и изменения политической системы в стране. И если ни президент, ни парламент не способны или не желают этого сделать, то давайте сами откроем текст Основного закона страны и проанализируем его главные положения и нормы, с которыми входят в противоречие путин-ские реформы.

Конституционный ликбез

Под видом борьбы с терроризмом Владимир Путин считает, что мы недостойны самостоятельно избирать региональных руководителей, что депутаты-одномандатники только мешают "правильно" управлять страной, что мы не доросли до демократии. Если эти мои предположения действительно верны, то получается, что террористы - организаторы терактов и их идеологи достигли своих целей, и люди, идущие у них на поводу и предлагающие инициативы, как недавно названная сентябрьская, по большому счету и с точки зрения формальной логики сами являются помощниками террористов.

Да, российская демократия несовершенна, более того, я далек от того, чтобы ее идеализировать, однако это демократия, народовластие, а наша страна - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По крайней мере, так пока еще записано в Основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации, которую следует уважать и соблюдать, особенно человеку, еще недавно публично рассуждавшему о диктатуре закона и приносившему клятву на верность Российской Федерации на тексте Конституции РФ.

Рассуждая о назначении или представлении кандидатур глав регионов для утверждения их законодательным органом субъекта федерации, и президенту, и его окружению, и тем, кто с трепетом ловит каждое его слово, следует прежде всего помнить, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", что именно он, народ "осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления", что "высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы" и что "ни-кто не может присваивать власть в Российской Федерации. За-хват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (статья 3). Статья 32 также подтверждает право граждан "участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей" и "избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме", а статья 55 (пункт 2) подчеркивает приоритет прав гражданина и человека, т.к. "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

Так гласит Конституция Российской Федерации, закона, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие. И неужели президент Российской Федерации, гарант ее Конституции, присягавший на этом документе, его администрация и депутаты Государственной Думы не знают, что "указы и распоряжения президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам" (статья 91, пункт 3)? Ведь в сфере его полномочий и компетенции (статьи 83-89), а также компетенции федеральных органов (статья 71) и совместного ведения федерации и субъектов (статья 72) не содержится никаких прямых указаний на возможность президента предлагать региональным законодательным собраниям своих кандидатов на пост руководителя региона.

Больше того, согласно статье 73 "вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти". И это его право не происходит из реализации статьи 77, которая гласит, что "система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом" и что "в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации". Не может оно базироваться на статье 77, поскольку не значится оно в сфере совместного ведения региона и федерации, а система органов государственного управления самостоятельно определяется субъектом федерации в соответствии с основами конституционного строя и общими (общими, а не конкретизированными) принципами организации органов законодательной и исполнительной власти.

Юристу, выпускнику Санкт-Петербургского государственного университета, ученику и соратнику Анатолия Собчака следовало бы получше знать основы права, тем более - государственного, конституционного.

Восемь лет назад в новейшей российской истории по поводу аналогичного предложения - избирать главу региона законодательным собранием, Конституционный суд РФ, проверяя соответствие Устава Алтайского края Конституции РФ, 18 января 1996 г. вынес решение, что такой способ избрания руководителя субъекта "не соответствует Конституции Российской Федерации и действующему законодательству", а "избранный в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой представителя, в том числе в федеральных органах". Владимир Путин этого тоже не знает, или теперь мы уже живём в неправовом государстве, в котором можно полностью игнорировать и статью 10 Конституции РФ, указывающую, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", а "органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны", и решения Конституционного суда РФ, согласно частям первой и второй статьи 79 федерального конституционного закона "О Конституционном суде Россий-ской Федерации", прежде являвшиеся окончательными, не подлежащими обжалованию и вступающими в силу немедленно?

Есть, правда, еще одно объяснение странной, с точки зрения цивилизованного общества и правового, демократического государства, инициативы нынешнего российского президента. Возможно, В. Путин намеренно вносит в Государственную Думу проект федерального закона о новом порядке избрания глав регионов, с дальним прицелом, что эта его инициатива потребует внесения изменений в Конституцию РФ в главу 1 "Основы конституционного строя" и главу 2 "Права и свободы человека и гражданина" в части права на избрание в органы государственной власти и местного самоуправления только по партийным спискам (того гляди, в Конституции скоро опять может появиться статья о руководящей и направляющей роли партии или партий!), а значит, потребует созыва Конституционного Собрания, которое, в свою очередь, или само примет новую Конституцию, или вынесет ее проект на всенародное голосование. В итоге всей этой многоступенчатой операции страна получает новый Основной закон, а президент - новые полномочия и на вполне законных основаниях, в соответствии с буквой закона, в течение еще одного срока, как минимум, занимать высший государственный пост. Как говорится, простенько, но со вкусом.

В этом контексте вполне логично звучит и вскользь брошенная на пресс-конференции в Кремле сразу же после победы на президентских выборах 2004 г. фраза Владимира Путина: "я не готов к тому, чтобы войти в историю". Кажется, что теперь у него это получится. Только вот вряд ли в качестве демо-кратически мыслящего политика и государственного деятеля.

(Окончание в следующем номере)

Анекдот в тему

Армянское радио спрашивают:

- Зачем Владимиру Путину думское большинство?

Армянское радио отвечает:

- Чтобы легализовать занятие конституцией...

Александр КАЛАБАНОВ, корреспондент "В-И" в Москве


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 
 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
23.10.2020 в 17:23 оставлен
комментарий к публикации
Он мог стать знаменитым боксером, но... погиб
03.09.2020 в 22:38 оставлен
комментарий к публикации
Опозорились перед гостями
15.08.2020 в 16:35 оставлен
комментарий к публикации
ПУТЛЕР, КАПУТ!
14.08.2020 в 06:59 оставлен
комментарий к публикации
«Электронная регистратура» в Вельске
07.08.2020 в 01:12 оставлен
комментарий к публикации
«Путин – главный олигарх и разрушитель России»
14.05.2020 в 13:02 оставлен
комментарий к публикации
Первый столб поселка
Сегодня в 05:35 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru