«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
22 сентября 2004 (44)
Тамара Чечулина

Мещане

Наш век достоин лишь сатиры.

Джонатан Свифт

Наверное, многим приходилось слышать, встречать в литературных произведениях, в кино (встречаться с действительностью) выражение - мещанин, мещанка, мещане, мещанская среда, - с оттенком недоброжелательности.

Особенно неодобрительно, как правило, отзываются о них люди искусства - поэты, писатели, артисты, музыканты - люди высокой культуры. Приведу несколько высказываний наших замечательных людей.

Наш великий А.С. Пушкин: "Слава Богу - я не мещанин!:", Достоевский Ф.М.: "Мещанская среда, в которую попадёт грешница, по сути своей, куда страшнее прегрешений героини:", Николай Крючков, советский киноактёр, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда: "Ох, уж эти мещане, уж если им что-то влезет в голову, так уж ничем этого оттуда не выбьешь!:", Аркадий Райкин, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР (к сожалению, он покинул эту землю на радость тех типов, которые пострадали от его едкой сатиры): "С моей точки зрения, очень мешает нам в сегодняшней жизни довольно прочно угнездившаяся психология мещан:

Страшная психология у таких приспособленцев, беззастенчивых карьеристов, чванливых дураков, - одна забота - свой карман, свой успех, свое благополучие.

Многие уж погорели на таком поприще, а сколько ещё притаилось в своих углах и щелях:

Уж если мещанин сделает что-либо для государства, то он постарается выжать из него всё".

А вот взгляд мещан на людей, так называемых, благородных профессий:

Реакция на телепередачи: "Лико!.. сколько лодырей-то, век не рабатывали!", "Работать-то неохота, так изгаляются тут:", "Всех кормить надо, выгнать бы всех в поле, больше бы пользы было", "У других целые полки книг, на кой они леший! Спалить бы все надо!.. Раньше не было книг, дак все работали! А нынче, лико, безработицы сколько!.."

И, наконец, самый свежий пример: на передачу была приглашена семья Вячеслава Добрынина - его тёща и жена. Мне сразу в глаза бросилась тёща. Держалась она величественно, надменно, чувствуется, что не терпит никаких возражений. Невысокая, полненькая, пухленькие ручки скрещены на груди, жена - под стать ей, но - попроще:

Господи! подумала, да ведь это типичное мещанство!: Как же они уживаются - человек искусства и люди, такие далекие от духовного богатства (это, конечно, мой взгляд, вывод за Вячеславом). И что вы думаете, как только он вышел на подиум, его первые слова были: "Ох, уж эти мне мещане!" - и таким ласковым взглядом наградил тёщу:

Вот видите, что значит уже наметанный глаз на мещанскую сущность:

Сейчас, конечно, более-менее попривыкли: Поняли, по-видимому, не до конца, конечно, что неплохо в какой-то мере и к искусству повернуться, да и познать кое-что не вредно:

Почему же происходит такое расслоение понятий в народе? Как будто что-то не клеится с некоторыми людьми:а что? - трудно понять:

Мне кажется, что зависит это от особого склада ума мещан, - мышления, которое считают пределом для всех. Которое, из приведенных высказываний, ни вдолбить, ни выдолбить невозможно.

Давайте призовём на помощь "Краткий педагогический словарь". А вдруг он поможет нам расставить все точки по своим местам:

Итак, словарь "О жизни, поведении и нравственности мещан": "Мещанство - сословие в дореволюционной России, включавшее: ремесленников, мелких торговцев, прислугу и др. категории городских жителей. В переносном смысле - образ мышления и поведения, который отличают: эгоизм, ограниченный политический и общественный кругозор, стяжательство, корысть, готовность ради достижения личного благополучия пойти на нарушения моральных норм и законов общества.

Сокровенный, нравственный смысл мещан укладывается в нехитрую схему - взять, присвоить, добиться наслаждения только для себя. Даже если в процессе такого потребления благ происходит развитие интеллекта или эстетического чувства (скажем, когда потребляются духовные ценности), то данное развитие ничего не даёт другого, оно бесплодно и противоречит внутренней сущности, содержанию потребляемого: Ибо показателем духовности выступает полнота, с какой аккумулированные человеком знания, мысли и чувства "работают" на общее благо.

Для мещанского образа жизни характерна ориентация на престижное потребление, на выраженный потребительскими символами, "личный успех".

Ценность человека для мещанина всецело определяется набором "престижных" благ. Его привлекает не личность сама по себе с её чувствами, мыслями, неповторимостью её внутреннего мира, а связи и положение, звания и оклады, которые определяют в его глазах "меру уважения" к тому или иному человеку. Поскольку понятие счастья отождествляется мещанином с потреблением, но не с деятельностью, он пассивен во всех сферах жизни, за исключением узких рамок эгоистического благополучия.

Его типичный признак - отказ от участия в решении социальных и политических проблем, безразличие к нуждам коллектива, общества в целом:"

Ну, что, сможете сейчас разобраться в жизненных хитро-сплетениях мещан? И может быть по-иному отнесётесь к изречению Константина Мамедова: "Обывателям не место во власти:" (газета "Вельск-инфо" N14).

Вот уж, действительно, чего не должно бы быть, так это мещанина во власти! Иначе столько людей праведных будет страдать от их чванства, беспринципности, равнодушия, вседозволенности, жадности, беспредела, мстительности, гонений, звонков во все инстанции: Столько будет безвинно наказанных! Уж любят они поиздеваться над человеком, покуражиться:

Появится столько льстецов, холопов, угодников и прочих лизоблюдов. Уж постарается он создать вокруг себя такую среду, что любой порядочный человек задохнётся в ней. И какой поэт, писатель, музыкант, учитель не страдал от мещанских нравов, стольких талантливых людей они загубили! Каждую минуту жди от них удара в спину.

"Всю жизнь они воюют с умом и мыслью".

И в самом деле, куда бы ты ни обратился, везде грубость, хамство. Такая темнота в "культурной" сфере человеческого обитания. Порой диву даешься - человек занимает такой высокий пост, а не знает правил хорошего тона. Не умеет поговорить с человеком так, чтоб он ушёл если уж не удовлетворённым, то во всяком случае - успокоенным, получив духовную подпитку.

А уж о справедливости и правде - и говорить не приходится. Правдой-то у нас, как трубочистом, детей пугают. Вот так и живём, как при царе Горохе: Терпим всяческую дикость и унижения.

А отсюда вывод: жизнь обывательская - жизнь презренная:Она отравила нас, и мы стали такими же пошляками, как все.


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 
 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Сегодня в 12:37 оставлен
комментарий к публикации
Не до глупостей
Сегодня в 11:15 оставлен
комментарий к публикации
Он мог стать знаменитым боксером, но... погиб
22.03.2020 в 10:23 оставлен
комментарий к публикации
Танкисты грязи и пыли не боятся
21.03.2020 в 06:30 оставлен
комментарий к публикации
Свободу Pussy Riot!
06.03.2020 в 09:42 оставлен
комментарий к публикации
ПУТЛЕР, КАПУТ!
04.03.2020 в 09:33 оставлен
комментарий к публикации
Рейдерский захват, или Развал Вельской потребкооперации
03.03.2020 в 01:22 оставлен
комментарий к публикации
Дед Мороз не утонет
31.03.2020 в 22:34 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru