Вельск-инфо
18 августа 2004 (39)
Инф.
ЕСЛИ ВРАЧ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ...
Врачи удивляются, как при таком лечении больные еще живы.
Больные удивляются, как при такой зарплате врачи еще живы.
Михаил Жванецкий
Каждый из нас, идя к врачу, хотя бы раз в жизни испытывал перед ним самый
настоящий страх и ужас: одно неверное движение скальпеля, неправильно
назначенная доза лекарства, незамеченное развитие болезни, и вы, в лучшем
случае, станете инвалидом. К сожалению, примеров халатности людей, дававших
клятву Гиппократа, основная заповедь которой гласит "не навреди", с каждым годом
становится все больше.
Примеров тому множество. "Генеральный директор крупного космического завода в
Подмосковье, - пишет журналистка Светлана Метелева, - обратился к кардиологу:
беспокоит сердце, надо бы подлечить.
- Нужна госпитализация, - заявил врач. - Это лечится в стационаре.
- Некогда мне, и вообще в больницу я не хочу. Не люблю больницы, - ответил
пациент.
Но после того как кардиолог объяснила мужчине возможные последствия его
упрямства и попросила подписать отказ от госпитализации, больной передумал и
согласился лечь в больницу. Через четыре года ситуация повторилась. Тот же
пациент, те же симптомы. Только на этот раз врач не стал уговаривать, убеждать и
объяснять. Не хочешь, мол, и не надо. Лечись сам. Через два дня мужчина умер"
(Московский комсомолец. 2003. 3 октября).
Другой пример. "Марина Котанова многие годы мучилась хроническим насморком
(ринитом), время от времени переходящим в бронхит. Все попытки лечения не давали
результатов. Наконец очередной врач сказал, что необходимо исправить
искривленную носовую перегородку, и тогда насморк пройдет сам собой. Собираясь
на операцию, Марина хотела заодно укоротить нос, то есть, выражаясь медицинским
языком, сделать ринопластику". М. Котанова обратилась в клинику эстетической
медицины "Радомир-Мед", потому как слышала о хирурге этой клиники Вульфе, как о
лучшем пластическом хирурге по рино-пластике. Казалось, что все складывается
удачно, но реальность превзошла все ожидания. В клинике ей сказали, что на
операцию надо ложиться завтра. "Это теперь я знаю, - рассказывает Марина
Котанова, - что существует предоперационное планирование, наблюдение,
обязательные анализы, а тогда я об этом и понятия не имела. Ну, завтра так
завтра.
На следующий день мы снова приехали с мужем в клинику, за-платили три тысячи
долларов, меня переодели в халат и отправили на операцию. Я спросила, будем ли
мы моделировать на компьютере мой будущий нос, как обещала реклама. "Конечно-
конечно!..." Потом я узнала, что у них и компьютера такого не было. А самого
знаменитого Вульфа я видела всего пять минут перед тем, как мне дали наркоз.
Очнулась я ближе к ночи, плевалась кровью, нос был забит тампонами. Никого из
врачей в клинике уже не было (позже станет известно, что у клиники вообще не
было лицензии на круглосуточный стационар). Пришла дежурная медсестра, оставила
мне номер своего мобильного телефона, так как в палате, куда меня положили, не
было не только туалета, но и звонка. Дважды за эту ночь я звонила со своего
мобильного в соседний кабинет сестре, она приходила, швыряла кусок марли и опять
уходила спать. Кровотечение продолжалось.
На другой день мне поменяли тампоны в носу (я даже заплакала от боли) и выписали
домой. Я соблюдала предписанный мне режим: лежала, не ела горячего, не чихала и
так далее. Однако кровотечение, более или менее сильное, не прекращалось. На
этом фоне я чувствовала себя все хуже и слабее.
В понедельник мне было назначено прийти в клинику, но в воскресенье кровь
хлынула из носа так, что муж вызвал "скорую". Врач сделал укол и предложил
немедленную госпитализацию".
Муж М. Котановой дозвонился до главного врача клиники эстетической медицины С.
Сеничкиной. Та категорически за-претила госпитализацию и рекомендовала приехать
утром на прием в "Радомир-Мед".
"В клинике, - продолжает Марина, - мне поставили новый гипс (я думала, что у
меня голова от него лопнет) и опять положили в палату. У меня поднялась
температура. Приехала Сеничкина и говорит: "Да у тебя просто ангина. Еще мне
гриппа здесь не хватало!" Она заставила меня выпить антибиотики "от ангины", в
том числе лекарство, разжижающее кровь. Мне хотели поставить капельницу, но
сестра так и не смогла попасть мне в вену, пока не приехал анестезиолог".
В итоге Котанову все же пришлось госпитализировать. Вот выписка из истории ее
болезни: "Котанова Марина, 42 лет, до-ставлена в лор-клинику в тяжелом состоянии
с профузным носовым кровотечением (в переводе на обычный язык - кровь хлещет
фонтаном). Состояние тяжелое, жалобы на головокружение, слабость, тошноту.
Давление 90/60, пульс 120...
Через сутки после поступления консервативная терапия не дала ожидаемого эффекта.
Кровотечение усилилось. Больная срочно по жизненным показаниям направлена в
операционную, где на фоне продолжающегося кровотечения и спутанного сознания
произошла аспирация кровью и наступила кратковременная остановка дыхания. ...
Под наркозом произведена перевязка наружных сонных артерий с двух сторон.
Послеоперационный период протекал гладко. Швы сняты на 7-е сутки....
Говоря обыденным языком, больная Котанова захлебнулась собственной кровью и
задохнулась. Счастье, что это произошло практически на операционном столе, иначе
больная могла бы не выжить.... А насморк у Марины так и не прошел".
При этом, как выяснила потом газета "Московские новости", опубликовавшая эту
историю, клиника "Радомир-Мед" даже не являлась юридическим лицом, а была всего
лишь филиалом ООО "Агрофирма Радомир", занимающейся оптовой торговлей семенами
цветов, зеленных культур, комнатных растений, реализацией ядохимикатов и
садового инвентаря" (Московские новости. 2003. 3-9 июня).
От врачебной ошибки и равнодушия не застрахован никто - ни бедный, ни богатый.
Оплошность врача - трудно доказуема, ведь большинство пациентов больниц и
поликлиник, по большому счету, не только не разбирается во врачебной практике,
но и не ориентируется в медицинской терминологии. Лично я с трудом представляю
себе ситуацию, в которой житель какого-либо отдаленного, глухого села и деревни
ведет с терапевтом или хирургом разговор на понятном им обоим медицинском языке.
Историй, подобных тем, что приводятся выше, множество. Уверен, каждый из нас
хотя бы раз в жизни слышал о чем-то похожем или сам сталкивался с халатностью и
равнодушием медицинского персонала. Но значит ли это, что с врачебными ошибками
и недобросовестностью медиков нельзя справиться? "Можно и нужно!" - утверждают
специалисты из Лиги защитников пациентов. Вот их практические советы.
1. В соответствии со ст. 31 "Основ законодательства Россий-ской Федерации об
охране здоровья граждан" пациент имеет полное право знать всю информацию о
состоянии своего здоровья, результатах обследований, вариантах лечения,
знакомиться с медицинской документацией (в том числе отслеживать все записи в
медицинской карте). Врач обязан дать пациенту полную информацию о планирующемся
лечении и предупредить о возможных последствиях.
Если вам ничего не рассказывают, это прямое нарушение ваших прав, наказываемое в
соответствии со ст. 237 Уголовного кодекса РФ "Сокрытие информации об
обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей".
2. Не секрет, что, невзирая на существующие дешевые и более эффективные аналоги
давно существует практика назначения лечащим врачом больному, по договоренности
с тем или иным производителем или продавцом лекарств, дорогостоящих
лекарственных препаратов. Поэтому внимательно изучайте инструкции ко всем
назначаемым вам лекарствам. Врач может не знать или игнорировать имеющиеся у вас
противопоказания или аллергические реакции.
3. Если врач настойчиво рекомендует вам для лечения болезни оперативное
вмешательство, постарайтесь проконсультироваться еще с одним или несколькими
специалистами из разных учреждений. Возможно, есть другой способ лечения.
4. Если врач требует от вас или от ваших родственников денег, сразу же идите в
УБЭП. Собирайте доказательства взятки или вымогательства, записывайте требования
на диктофон, а, если деньги требуют прямо сейчас, постарайтесь переписать номера
купюр.
Если врач "Скорой помощи" требует от вас деньги за госпитализацию больного или
нужное лекарство, немедленно связывайтесь с дежурным врачом "Скорой". Вы не
обязаны никому и ничего платить.
5. Обязательно оставляйте себе копии всех медицинских документов: направлений,
анализов, рецептов, истории болезни и т.д. Вы можете требовать от ваших врачей
эти документы, и вам обязаны их предоставить. В противном случае обращайтесь к
Уголовному кодексу РФ: ваши права защищает ст. 140 "Отказ в предоставлении
гражданину информации".
Если в больнице у вас произошел конфликт, который не разрешился и после общения
с лечащим и главным врачами медицинского учреждения, пишите на имя главного
врача жалобу, причем обязательно в двух экземплярах. Один экземпляр вы отдадите
главному врачу, второй останется у вас. При этом не забудьте поставить штамп
больничной канцелярии на ваш экземпляр жалобы. Если вашу жалобу отказываются
принимать, отправляйте ее на имя главного врача данного медицинского учреждения
заказным письмом с уведомлением и обращайтесь в свою страховую компанию.
6. Не пытайтесь защищать свои права в сфере медицины самостоятельно. Медицинские
дела настолько сложны, требуют высокой квалификации, а зачастую
узкопрофессиональных знаний, что лучше поручить защиту ваших прав грамотному
квалифицированному специалисту - юристу, работающему в сфере медицины. В России
такой защитой прав занимается общероссийская общественная организация "Лига
защитников пациентов" (107078, г. Москва, а/я 50, тел. 9753553,
9753633, тел/факс 975-5133; адрес электронной почты (e-
mail:) liga@ligazp.огg, адрес сайта (web): www.ligazp.огg).
Если же по каким-то причинам вы сами решили взяться за это дело, то ознакомьтесь
хотя бы с медицинскими справочниками, Гражданским кодексом РФ, законодательством
об охране здоровья граждан, сохраняйте спокойствие духа при общении с врачебными
и судебными инстанциями.
Сегодня мы лишь затронули проблему защиты прав человека в сфере медицинского
обслуживания. Тема эта настолько глобальна, что мы еще не раз будем возвращаться
к ней. Но уже сейчас мы просим вас запомнить: защита прав пациентов - дело рук
самих пациентов, и будем рады, если вы поделитесь опытом своего общения с
врачами - как положительным, так и отрицательным.
По материалам публикаций газет "Московский комсомолец", "Московские новости" и
общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов"