Вельск-инфо
18 августа 2004 (39)
Людмила РАФИЕНКО
Не напрасно Кулаков жил на свете
Соловецкие университеты
Василий Феоктистович родился в деревне Головкинской Устьвельской волости
Вельского уезда Вологодской губернии в семье небогатого крестьянина. Отец и дед
его пахали землю, а мальчик с малых лет тянулся к рисованию, не встречая
одобрения в своей семье. Грамоте он выучился самостоятельно и свои переживания
изливал в "стихотворных думах". В восемнадцатилетнем возрасте юноша заболел, и
отец отпустил его в Соловецкий монастырь, где он прожил три с половиной года "по
обещанию по случаю выздоровления от болезни". Иконописная школа Соловецкого
монастыря и стала для него "университетом".
Любознательный юноша пытался постигнуть все увиденное им в монастыре. Он слушал
рассказы монахов, как в давние времена воду из Святого озера, находящегося у
стен монастыря, подвели с помощью каналов к монастырской хлебопекарне, а через
крытые желоба и к квасной, где монахи готовили превосходный квас. Он заглядывал
в косторезную мастерскую, где монахи делали изящные изделия из кости, бывал в
Успенской башне, называемой арсенальной, где хранились древние воинские доспехи,
заглядывал в столярную мастерскую, где на столах были расставлены деревянные
шкатулки, ковши, кресты, украшенные затейливой резьбой. Он бывал в Часовой
башне, где были большие часы с боем, а на паперти Преображенского собора
любовался живописными стенными солнечными часами с изображением фигур и железной
стрелкой. В ризнице он видел старопечатные книги, древние рукописи и старинные
планы монастыря. Окончив иконописную школу и став самостоятельным мастером, он
вернулся в Вельск и стал писать иконы для церквей и многочисленных часовен не
только в Вельском, но и в соседних уездах. В 1897 г. он расписывал церковь в
честь Божией матери всех скорбящих радостей при Вельской тюрьме. В округе его
считали чудаком, а сам о себе он писал:
Из доски простым ножом
Вырезал фигуры,
И в свободный час углем
Рисовал с натуры.
Собиратель древностей
Пребывание в богатом древностями Соловецком монастыре оставило у него в душе
глубокий след. Молодой богомаз сделался страстным собирателем "древностей", а
изучение старины стало для него целью и смыслом жизни. По словам журналиста и
поэта из Вологды М.И.Швецова, взявшего у В.Ф.Кулакова интервью, он не только
"обнаруживает природный ум, известную "русскую сметку", но и какое-то
удивительное "чутье старины". Как рассказывал ему Василий Феоктистович, предметы
старины он "большей частью скупал у местных крестьян: потом когда ездил на
работу по храмам. Много предметов из Тотемского уезда, есть из Шенкурского уезда
Архангельской губернии: а крестьяне находили вещи по большей части, когда землю
раскапывали, потом весной - при разливах". Много вещей приобрел у купцов
Великого Устюга, Вельска и посада Верховажье.
Коллекция В.Ф. Кулакова была обширна и разнообразна. Самый богатый раздел -
изделия из дерева, имевшие большое распространение на Русском Севере. Здесь была
деревянная доска с вырезанной барельефом надписью середины XXVI в., массивные
ларцы допетровской эпохи, резные столы, стулья, рундуки, деревянная посуда:
чаши, ковши, ендовы, солонки, братины, пряничные доски, вальки для катанья
белья, старинная деревянная скульптура и резные иконы. Среди них было много
образцов превосходного русского орнамента и тончайшей резьбы.
В раздел, посвященный православной церкви, входило много церковной утвари,
старинные образа, складни дониконовской эпохи, ризы, маленькие чеканные иконки,
кресты и распятия.
В разделе древнего оружия были пищали, секиры, украшенные орнаментом, шашки и
сабли от XVI до начала XIX вв. В состав коллекции входили и археологические
находки каменного века (преимущественно неолита), а также железного века:
топоры, пики, наконечники копий и стрел, иглы, найденные частично в большом
кургане "Городище" недалеко от Вельска.
Представлял интерес и нумизматический раздел коллекции, где было представлено
много русских серебряных и медных монет, и даже римские и византийские монеты,
найденные, в основном, в Великом Устюге, где некогда пролегал великий путь "из
варяг в греки".
Особую ценность в коллекции В.Ф.Кулакова составляло собрание рукописей XVI-XIX
вв., старопечатные книги, свитки, написанные полууставом и скорописью XVII в.,
грамоты, договоры и т.п. Большой интерес представляла коллекция чернильниц XVII-
XVIII вв.
Одним из многочисленных разделов коллекции был раздел изобразительных
материалов, куда входили лубочные картины, гравюры, портреты участников войны
1812 г., карикатуры на французов, портреты царствующих особ XVIII в., портреты
времен Крымской войны и др.
И, наконец, в коллекцию входили предметы старинного быта крестьян: сундуки,
ларцы, прялки с резьбою, дверные замки, металлические пуговицы, старинные
одежды, украшения, женские головные уборы, кокошники и кики, расшитые золотом, и
др.
Первая выставка
Впервые коллекция В.Ф.Кулакова экспонировалась в сентябре 1910 г. в Вологде на
выставке сельского хозяйства и кустарной промышленности. На этой выставке его
коллекции была присуждена малая золотая медаль, а свидетельство на нее от
Вологодского общества сельского хозяйства поныне хранится в Вельском музее.
Б.Перес, побывавший на этой выставке, писал: "Так как Василий Феоктистович
совсем не знаком с археологией как с наукой, то нельзя и требовать, чтобы его
коллекция была строго систематизирована: Богатая сокровищница В.Ф.Кулакова еще
ждет своего описания от археолога-специалиста, и хочется верить, что наши быстро
развивающиеся теперь археологические общества: обратят внимание и на эту
коллекцию, затерянную в глуши Вологодской губернии". Участие В.Ф.Кулакова на
выставке в Вологде было первым шагом в популяризации его коллекции.
Вологодское общество изучения Северного края (ВОИСК), оценив "серьезное значение
в научном отношении собранных им коллекций: постановило выделить из средств
общества В.Ф.Кулакову 40 рублей "на перевозку его коллекции с выставки в город
Вельск, коллекционер же подарил обществу несколько старинных предметов, а часть
вещей продал для музея общества, основанного в 1911 г.
В.Ф.Кулаков хотел организовать выставку своей коллекции в Архангельске.
Архангельское общество изучения Русского Севера, куда он обратился за помощью 6
июня 1914 г., постановило: "Оказать г.Кулакову содействие в устройстве
выставки". Но грянула первая мировая война, и выставка в Архангельске не
состоялась.
Неудача не остановила коллекционера. Он добился разрешения на открытие первой в
истории Вельска выставки своего собрания. В городской типографии была отпечатана
афиша, которая доныне хранится в экспозиции Вельского музея: "Город Вельск. С
разрешения начальства на Соборной площади в доме Кудрина открыта 27 декабря 1914
года небывалая до сих пор здесь выставка старинных вещей: Различных вещей
выставлено будет несколько тысяч. В.Ф.Кулаков трудился по собиранию этой
коллекции около 25 лет и удостоен за Вологодскую сельскохозяйственную выставку в
1910 г. золотой медали. Выставка открыта во все праздничные и ярмарочные дни с
10 часов утра до трех часов дня: Цена билетов 15 коп. - с взрослых и 5 коп. с
учеников и детей. Распорядитель Василий Кулаков".
Эта выставка была большим культурным событием в Вельске.
Конфискация коллекции и основание музея
Деятельная натура художника и коллекционера постоянно искала выхода. В.Ф.Кулаков
стал мастерить из дерева макеты. Как писал он в своих автобио-графических
заметках, присланных в 1928 г. в Центральное бюро краеведения, "особенно я
наблюдаю за древними домами и церквами и другими старыми постройками. Хочется
сделать модель дома, какие бывали в старину, лет за 200, выполнить в точности,
чтобы была модель, а не игрушка". Таких макетов он сделал много для
Архангельского и Вельского музеев, где они хранятся до сих пор.
Наступили октябрьские события 1917 г. Власть переменилась. В.Ф.Кулаков в это
время работал в Архангельске, а его многочисленное семейство оставалось в
Вельске. 3 декабря 1918 г. на заседании Вологодского губернского отдела
народного просвещения рассматривался вопрос о намерении "приобрести кулаков-скую
коллекцию в г. Вельске" и о посылке туда художника И.В.Федышина, исследователя
памятников древнерусского искусства и одного из основателей Вологодского музея,
для вывоза коллекции в Вологду.
В ответ на это указание свыше председатель отдела просвещения Вельского
исполкома Губин послал 17 декабря 1918 г. в Вологду сообщение, что "сам
собиратель этой коллекции гр. Кулаков, посвятивший этому всю жизнь, неоднократно
высказывался, что для него было бы громадным удовольствием, которое вознаградило
бы его труды - это видеть свои экспонаты на выставке в родном городе для
ознакомления земляков. Исходя из этих соображений, уездный отдел просвещения
решил ни под каким видом не выпускать Кулаковской коллекции из своих рук куда-
либо помимо Вельска, приступив к скорейшей организации музея, насколько это
будет возможно при теперешних его средствах. На следующий день 18 декабря по
постановлению Президиума Вельского исполкома была "произведена конфискация
музейной коллекции, принадлежащей гражданину Кулакову. Музейная коллекция
перевезена в помещение Вельской центральной библиотеки, где организуется
музейный зал. Предложение т. Федышина, командированного губисполкомом, о
переводе коллекции в Вологду отменено, ввиду того что большая часть вещей
музейной коллекции имеет местное значение и исключительную ценность составляет
только для Вельского исполкома и местного населения".
Так в отсутствие В.Ф.Кулакова и без его ведома на основе его реквизированной
коллекции в 1919 г. в Вельске был создан музей. 26 января 1920 г. жена
коллекционера А.Г.Кулакова получила двадцать тысяч рублей "за купленный у нее в
1919 г. музей. Созданный в Вель-ске музей денежных средств не получал,
перевозился из одного помещения в другое, описи коллекции не было сделано "из-за
отсутствия специалиста". Работал музей эпизодически и лишь с 1 мая 1922 г.
регулярно был открыт для публики. С 12 сентября 1922 по 16 декабря 1924 гг.
музей носил имя В.Ф.Кулакова, а затем был переименован в Вельский музей
краеведения.
В.Ф.Кулаков вернулся из Архангельска в Вельск лишь в 1923 г. и побывал в музее.
11 июня 1923 г. он обратился в Вельский уездный отдел народного образования, в
ведении которого находился музей, с заявлением, в котором писал: "На собрание
вещей, находящихся в данное время в музее, я потратил 37 лет своей жизни. Можно:
назвать его моим детищем: и мне больно смотреть на то, если в нем нет порядка, а
царит халатность и хаос". Он предлагал уездному ОНО разработать инструкцию по
работе музея и избрать комиссию, которая могла бы составить каталог всех
хранящихся в музее экспонатов. Он просил запретить обмениваться экспонатами с
другими музеями без разрешения "комиссии и моего присутствия, пока я жив", а
также просил вернуть ему те вещи, которые, по мнению заведующего музеем, не
представляют собой музейной ценности. Он сообщал, что привез в Вельск новые
древности, которые он мог бы продать, но хочет "чтобы все было в Вельске, в
музее моего имени, но в должном порядке".
Однако пожелания В.Ф.Кулакова осуществились не скоро. В отчете Вельского музея
за 1925-1926 гг. заведующий музеем В.П.Куклин сообщал в музейный отдел
Наркомпроса, что каталогизация в музее еще не проведена, что значительная часть
экспонатов из коллекции Кулакова "не имеет "паспортных" о себе данных, т.е.
данных о происхождении предмета, месте и времени его бытования, у кого и как
приобретен", что созданный при музее Совет, куда вошли администраторы, а не
научные работники, "не проявил еще своей деятельности" и поэтому "желательно
было бы получить от Главнауки руководящие указания по этому поводу".
(Окончание в следующем номере)
Людмила РАФИЕНКО, кандидат исторических наук, г. Москва