Вельск-инфо
18 августа 2004 (39)
Лариса ЖИЛИНА
Бизнес-леди, или женщина во главе предприятия
Деловая женщина - явление в нашем обществе одновременно и привычное, и новое.
Она совмещает роли хранительницы семейного очага и активного участника
общественных, социальных и экономических процессов, а, принимая во внимание то,
что научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства,
то это не только сближает шансы мужчин и женщин, но еще и, в силу ряда причин,
дает женщинам известный приоритет.
Бизнес - тоже женское дело
Женщина оказалась более приспособлена к изменившимся после перестройки и
социально-экономических реформ условиям жизни и ведения хозяйственной
деятельности. Ведь именно в эти годы в наш лексикон прочно вошли, а, точнее
сказать вернулись, понятия "дело", "бизнес", "бизнесмен" и "бизнес-леди".
Как разъясняют эти термины справочники, - я имею в виду, прежде всего, "бизнес"
и "дело", - заложенный в них смысловой оттенок гораздо масштабнее и больше,
нежели обычная коммерция. Таким образом, с полным на то основанием можно
рассматривать социальную группу, или, как говорят социологи, страту, "деловых
женщин" в качестве общности, включающей в себя не только "женщин бизнеса", а еще
и женщин-профессионалов, и женщин - государственных служащих.
Анализ статистики стран с развитой рыночной экономикой показывает, что для
женщины наиболее успешен бизнес в сфере обслуживания, бизнес малых и средних
масштабов. Это происходит из-за того, что, к сожалению, сфера приложения деловой
активности для женщин ограничена.
Ориентация на успех
Но не все так уж и плохо. Вековой опыт руководства домашними делами, здравый
смысл, позволяющий планировать финансовую выгоду, плюс - образование, полученное
в годы научно-технической революции - вот условия, позволяющие женщине лучше
распорядиться своими возможностями, тем более что женщины во многом
запрограммированы на успех.
Однако этот вывод был сделан лишь сравнительно недавно, а до этого и для этого
женщинам приходилось преодолевать множество различного рода психологических
барьеров.
Но каким же образом может быть достигнута значимая для женщины и общества цель?
Американские социологи в 1991 г. уже однажды попытались ответить на вопрос о
том, каков человек, решившийся открыть собственное дело. На такой шаг, выяснили
они, решаются под давлением внешних обстоятельств. Каковы же они?
Представлю их по мере убывания значимости:
1) увольнение;
2) ощущение себя лишним на работе;
3) чувство неудовлетворенности достигнутым;
4) наличие собственных идей, планов и невозможность их реализации на
традиционном месте работы;
5) появление нового начальника, навязанного коллективу;
6) перевод на новую должность или место работы, которое вас не устраивает;
7) столкновение с перспективой ликвидации вашего предприятия;
8) достижение определенного возраста и неудовлетворенность жизненными
достижениями;
9) наблюдение за успехами друзей, которые основали собственное дело.
Таким образом, можно заключить, что, прежде всего, существует две важнейших
причины, влияющих на решение женщины открыть свое дело - угроза потерять
привычное место работы и неудовлетворенность достигнутым в деловой жизни.
Думается, что для российской женщины значимы обе, но первая с неотвратимостью
требует от женщины незамедлительного принятия решения.
Немного истории
В 1980-е гг. внимание общества в странах Западной Европы и США к проблемам
женщин стало катализатором того, что женский бизнес стал мощной экономической
силой. Множество мелких фирм и предприятий на рынке услуг было создано в те годы
женщинами, которые смогли в этой сфере быстрее найти себя: реализовать такие
женские качества как хозяйка дома, портниха, мать, воспитатель, учитель,
руководитель, менеджер. Этому способствовала коммуникабельность, интерес к
людям, заботливость, меньшая амбициозность и другие черты женского характера. В
результате этого обществу пришлось признать, что успехи женщин-предпринимателей
в малом бизнесе все же значительны и весомы.
Однако путь женщин в бизнес был не так легок и прост, как кому-то может
первоначально показаться. Многим женщинам не хватало знаний, поддержки со
стороны государственных органов, опыта, постепенно пришедших с годами. Зато
теперь женщина-предприниматель (бизнес-леди) в странах Западной Европы является
равноправным партнером, ощущает поддержку со стороны государства.
И, может быть, благодаря этому, в некоторых странах сегодня, например ФРГ,
разрабатываются специальные программы государственной помощи начинающим
бизнесменам. А в тех же Соединенных Штатах Америки, на которые мы ориентируемся
последние несколько лет, свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках
женщин. При этом показательно, что в течение пяти лет к банкротству приходит
лишь одно из четырех женских предприятий (это меньше, чем в целом по стране).
Женщина-бизнесмен в американской экономике сегодня играет значительную роль. Эта
роль состоит, по мнению исследователей, во влиянии на структурную перестройку
экономики, сокращение безработицы, стабильность общества. От руководства малыми
предприятиями женщина не побоялась перейти к руководству корпорациями. Появились
женские предприятия в таких традиционно считавшихся всегда мужскими секторах
экономики как строительство, транспорт и т.д.
Чем мы хуже?
В отличие от Европы и США, у нас в России, не все так хорошо и благостно, как,
может быть, рапортуют государственные органы или пишет официальная печать.
Проблемы женского предпринимательства продолжают оставаться актуальными для
России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения
равноправия мужчин и женщин, остается в плену традиционного стереотипа о
вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры.
Сегодня женщиной освоены многие сферы деятельности, и именно бизнес с его
динамикой способен в сравнительно кратчайшее время обнаружить способность или
неспособность руководителя вести организацию к успеху, а это означает, что
приход женщины в эти отрасли позволит проявить ее деловой потенциал, вселить
уверенность и тем самым поможет преодолеть устаревшие представления. Поэтому я
убеждена, женщинам необходимо решиться попробовать свои силы в этой
малоосвоенной сфере.
Становление частного бизнеса, самозанятости женщин в современной России идет
медленно, наталкивается на широкий спектр юридических, экономических и
социальных барьеров. Женский социум как субъект предпринимательской деятельности
сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в
общественной и частной жизни, массовое сознание, деформированное в сторону
патриархата, дискриминация по половому признаку (сексизм) и др.
Пути решения проблем подобного рода предполагают разработку специальной системы
мер по поддержке женской предпринимательской активности на государственном и
региональном уровне. Дело в том, что женская предпринимательская активность
расширяет диапазон женских социальных ролей, ценностные ориентиры, раздвигает
границы социального пространства для выбора стратегии поведения и свободы
маневра женского социума в условиях перехода России к новому общественному
укладу, противодействует феминизации бедности. И именно поэтому для менее
активных и социально слабых контингентов женского социума женщины-
предприниматели становятся референтной группой.
Социальный успех, устойчивость такого явления как "женский бизнес" в немалой
степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу
предпринимательства: является ли это делом их жизни или носит случайный, а то и
вынужденный характер.
Бизнес-леди бывают разными
Как удалось установить социологам, женщины-предприниматели делятся на три
социальные группы.
Первая объединяет "убежденных бизнес-леди". Мотивация их выбора - внутреннее
желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в
бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями.
Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину женского бизнес-
сообщества, объединил предпринимателей "по случаю". Свое решение они приняли
спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или
примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной
информации и т.д.).
И, наконец, третий тип - "предприниматели поневоле" - объединил женщин, которые
не по своей воле пришли в бизнес, а оказались вынужденными в силу различных
неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа,
и мотивация выбора ее представителей - реальная безработица или угроза
безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление
извне.
Что ожидают женщины, идущие в бизнес и начинающие свое дело? На первый план в
этом процессе выходят чаяния, связанные с самоактуализацией - стремление к
независимости и самостоятельности в работе, желание полнее раскрыть свои
профессиональные способности и возможности, попробовать себя в новом деле.
Экономический интерес (богатая жизнь, отсутствие средств к существованию или
экономическая нужда), как оказалось, выражен слабее, зато заметна роль
престижных стимулов прихода в бизнес. Как оказалось, элитарный круг общения,
респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера влекут каждую третью
женщину в эту сферу деятельности.
Согласно имеющимся социологическим данным, лишь каждая шестая бизнес-леди пришла
в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств, поэтому с
достаточной долей уверенности можно сказать, что терпящие экономический крах,
безработные и обездоленные женщины все же не являются основным источником
пополнения рядов бизнес-леди.
Социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, как правило, полностью
оправдались у каждой второй женщины, у каждой третьей - лишь частично, и совсем
мала доля тех, кто вовсе не достиг своих целей. В целом можно сказать, что
большинство бизнес-леди (несмотря на резкий радикальный характер реформ)
оказались готовы к новой для них социальной и профессиональной роли или даже уже
находились в самом начале своей новой деятельности.
Примечательно, что многие из них до этого были рядовыми специалистами с высшим
или средним специальным образованием и только свыше трети занимали руководящие
посты (директор, начальник, управляющий, главный специалист и пр.). Видимо,
организаторские способности и активность этих "рядовых исполнительниц" не были
по достоинству оценены на прежнем месте работы, и они вынуждены были искать
место и сферу деятельности, где могли бы в полной мере реализовать себя и свои
возможности.
Благословите женщину
Иными словами, в социально-психологическом плане женщины-менеджеры и управленцы
оказываются наиболее подготовленными к бизнесу. У них самые лучшие стартовые
позиции и "статусные" характеристики - подходящий возраст, образование,
налаженные связи в деловом мире и пр.
Иное дело - социально-экономическое положение в стране. Зачастую здесь минусы
перевешивают плюсы, потому что самым сильным тормозом в развитии
предпринимательства данной группы бизнес-леди является неблагоприятная
социально-экономическая обстановка в стране.
Несмотря на результаты своей работы, большая часть бизнес-леди все же ощущает
неравенство (по сравнению с мужчинами в сходных условиях) своих возможностей для
достижения успеха в сфере предпринимательства, что обусловлено, главным образом,
существующими в обществе стереотипами. Во-первых, традиционным взглядом на
женщину, как на человека второго сорта, как на прислугу, а, во-вторых, двойной
нагрузкой женщины - дом и работа. Ведь помимо того что женщина "коня на скаку
остановит" и "в горящую избу войдет", она еще и дочь, и жена, и мать.
По этой причине в структуре жизненных ценностей очень многих бизнес-леди
доминируют две главных составляющих - материнство и самореализация. Жизненный
успех и благополучие детей являются главной ценностью в жизни многих бизнес-
леди. Столь же высокие позиции на их шкале ценностей занимает возможность
работать с полной отдачей и раскрыть свои способности, быть свободной и
независимой, иметь материальный достаток, быть счастливой в браке и уверенной в
завтрашнем дне.
Бывает, далеко не всем бизнес-леди удается реализовать свои главные ценности в
жизни, однако они знают и понимают на что идут, занимаясь своим делом.
Таким образом, завершая сказанное, можно констатировать, что бизнес-леди - это
особый социальный тип женщин - носителей либеральных ценностей, с повышенной
потребностью в самореализации, творческой самоотдаче, новаторов по своей
природе.
Как правило, именно он является наиболее востребованным не только в
предпринимательстве, но и в других сферах трудовой деятельности, в том числе на
предприятиях с самыми разными организационно-правовыми формами.
Лариса ЖИЛИНА, директор ООО "Вельск-инфо 1"