«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
4 августа 2004 (37)
Николай ФОМИН

"...Но никто уже так не споет"

14 лет назад от нас ушел Владимир Высоцкий

Вспомните, дорогие читатели, анекдот конца 70-х годов: 2000 год. В школе учительница спрашивает: " Скажите, дети, кто такой Брежнев?". Вовочка неуверенно отвечает: " Какой-то политический деятель времен Высоцкого".

Я думаю, что читатели, чей возраст позволяет вспомнить этот анекдот, улыбнутся, представив всю комичность данного вопроса в разгар "застоя", когда мы, разбуженные в шесть часов утра репродуктором, с огромным удовлетворением узнавали, что "дорогой Леонид Ильич" то ли куда-то уехал, то ли откуда-то приехал. А в 24 часа тот же репродуктор на сон грядущий нам сообщал, что "дорогой Леонид Ильич :"

Зато герой анекдота - теперешний школьник - скорее всего не поймет, в чем здесь юмор и в каком месте здесь нужно смеяться.

Как это ни смешно, но анекдот оказался пророческим: Брежнева мы "прошли", как ученики в школе, а Высоцкий остался с нами. И думаю, что навсегда.

Но что это за человек, взбудораживший своими песнями весь Советский Союз?

Он родился 25 января 1938 года в простой интеллигентной советской семье. Об этом подробно сказано в "Балладе о детстве":


Но родился и жил я, и выжил, 
Дом на 1-й Мещанской в конце. 
Там за стеной, за стеночкою, 
за перегородочкой 
соседушка с соседочкою 
баловались водочкой. 
Все жили вровень, скромно так - 
система коридорная: 
на 38 комнаток 
всего одна уборная. 

Началась война, и отец, как и все отцы, ушел на фронт. В 1943 году Володя с мамой, Ниной Максимовной, эвакуировались с родной Мещанской, а по окончании войны снова вернулись в Москву.

История умалчивает, почему отец, Семен Владимирович, бывший после войны комендантом небольшого немецкого городка, забирает в 1947 году к себе одного Володю. Видимо, к тому времени он уже развелся с Володиной мамой. Печаталась трогательная фотография тех лет, где Володя, девяти лет от роду, стоит в строгом армейском френче, точь-в-точь, как у папы. Через два года Володя снова возвращается в Москву, теперь уже навсегда. Об этом слушайте "На Большом Каретном":


Где твои 17 лет - 
на Большом Каретном: 
Где твой черный пистолет - 
на Большом Каретном: 

Кстати, "черный пистолет", действительно существовал, правда, со сточенным бойком, - в качестве игрушки. Но представьте, предметом какой гордости он был для пацана.

Итак, Володя "рос, как вся дворовая шпана:", но однажды мама подарила ему гитару. Конечно, на старом москов-ском дворике стало шумнее и веселее, но это не прошло с возрастом. Любовь к гитаре осталась неизменной на всю жизнь и, наверное, здесь, на дворовой скамеечке, напевая приятелям "Мурку" или "Гоп со смыком", он впервые почувствовал себя артистом - и это тоже осталось на всю жизнь. Поэтому, после школы, поступив в МИСИ, он через полгода уходит и поступает в школу-студию МХАТ, а в 1964 году судьба привела его в только что образовавшийся Театр драмы и комедии на Таганке. Там, под руководством Юрия Петровича Любимова, и состоялся поистине народный артист Владимир Высоцкий.

Я не зря вынес в заголовок строчку одного из многочисленных посвящений на смерть Высоцкого: "Может кто-нибудь лучше сыграет, но никто уже так не споет".

Действительно, Высоцкий поднял планку бардовской песни до такого уровня, что в этом жанре его уже не превзойти. Было много авторов-исполнителей того времени из самых известных: Окуджава, Визбор, Городницкий, Клячкин, Галич, но народ быстро выделил одного из них - Высоцкого. К его песням не было равнодушных: простые советские граждане их беззаветно любили, а власть предержащие официально так же беззаветно клеймили (а дома так же, как все, с удовольствием слушали). Об этом фарисействе чиновников он, в конце концов, написал песню: " Меня к себе зовут Большие люди, чтоб я им спел "Охоту на волков" (писали, что под "Большими" людьми подразумевался не кто иной как " дорогой Леонид Ильич"). Вот, кажется, за что бы так его ненавидеть нашим идеологическим работникам? Вспомните, кто знает, и послушайте, кто не знает его прекрасные искренние песни о войне. В них совершенно искренний, а не показной патриотизм, неподдельная гордость и восхищение подвигом советского народа, ему даже стыдно, что он не успел повоевать:


Я навсегда и навечно 
виноват перед теми, 
с кем сегодня встречаться 
я почёл бы за честь. 

Я думаю, за одни военные песни любого другого вознесли бы выше Кобзона, но только не Высоцкого. Может быть, мстили за его ранние "дворовые" песни? Тут, конечно, вопрос неоднозначный. Мне помнится, даже покойный Ричард Александрович как-то посетовал, что Высоцкий излишне героизировал блатную романтику. Конечно, в чем-то он был прав. Но ведь не следует забывать, что все песни Высоцкого, в том числе и эти стилизации на блатные, имеют в себе не только поверхностный открытый смысл, но ещё и определенный подтекст, заставляют думать: "Имеющий уши, да услышит". Впрочем, здесь я его не оправдываю, все мы не без греха, а тут ещё юношеский вызов, кураж, ложно понятое чувство товарищества.

И все-таки не этими песнями был неудобен Высоцкий, а, вероятно, своими ироническими песнями, с уже упомянутым вторым смыслом. Он не был диссидентом, он не боролся в открытую с Системой, хотя и был не в восторге от существующего порядка вещей. Вспомним строчки:


И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы поднять не смея глаз.
Мы тоже дети страшных лет России - 
Безвременье вливало водку в нас. 

Посмотрел бы он, как теперь вливается водка в нас. Свобода! За что боролись, на то и напоролись.

Но своими ироничными и вроде бы без-обидными песенками, своим издевательским юмором доводил, видимо, идеологов до белого каления. Вспомните про гвинейского "друга" Сэма Брука, про шпиона мистера Джона Ланкастера Пека, про агента 007 Джеймса Бонда. Да и сама личность певца, видимо, вызывала немало вопросов: слишком уж сильно "безвременье" вливало в него водку. Может быть и поэтому его снимали с уже утвержденных ролей. Как в случае со съемками "Земли Санникова", когда уже были куплены билеты на самолёт, вдруг поступило распоряжение снять Высоцкого с роли с железной аргументацией: "Что у нас, кроме Высоцкого, играть некому?" Кого мы не увидели в "Земле Санникова", остаётся только гадать. Но, слава богу, что режиссер сумел отстоять Высоцкого - капитана Жеглова. Здесь воочию видно, какой это прекрасный артист, какие чудесные роли мы могли бы увидеть, если бы ему давали играть всё, что предлагали. И хотя в кино Высоцкий сыграл около 30 ролей, больших ролей было мало. Пожалуй, кроме Жеглова, поручик Брусенцов ,"Служили два товарища"), да арап Ганнибал ("Сказ про то, как царь Петр арапа женил").

Не забыть бы ещё сказать, что пока Высоцкий работал в Театре на Таганке, туда невозможно было попасть. Хотя в советской печати ничего об этом театре не писали, как будто и не было его. Советское ТВ не удосужилось записать ни одного спектакля, даже нашумевшего "Гамлета". А в Болгарии записали. Ну что ж - пророков нет в Отечестве своем. Хотя для народа именно пророком он и являлся. Русская душа так уж устроена, что даже во времена узаконенного безбожия и атеизма ей нужен был духовный Мессия, её не устраивал навязываемый идол - Коммунизм.


О златоустом блатаре рыдай, Россия!
Какое время на дворе - таков Мессия.

(Роберт Рождественский)


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 

 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Сегодня в 08:55 оставлен
комментарий к публикации
Местный товаропроизводитель не подкачал
15.02.2020 в 18:49 оставлен
комментарий к публикации
Учитель получила приз за «многопартийность»
15.02.2020 в 04:51 оставлен
комментарий к публикации
Довели…
13.02.2020 в 16:10 оставлен
комментарий к публикации
Дед Мороз не утонет
12.02.2020 в 13:45 оставлен
комментарий к публикации
«Новое время» устьянского свиноводства
11.02.2020 в 11:16 оставлен
комментарий к публикации
Рейдерский захват, или Развал Вельской потребкооперации
15.02.2020 в 23:48 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru