«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
21 июля 2004 (35)
Александр Чесноков

Дураки и дороги

Российские беды - Московский тракт - Дороги Нечерноземья - Особенности национального содержания дорог -

Реформа местного самоуправления - Ожидания "хэппи-энда"

В России, как известно, две беды: дураки и дороги и первую из них следует воспринимать как некую национальную особенность. Вспомним народные сказки про Емелю или Ивана-дурака - дурак там герой положительный, ленивый, но уж если достанут, - в момент снимает все проблемы. Так что на дурака у нас обижаться не следует.

Другое дело дороги. Не зря в "Особенностях национальной рыбалки" о том, что находятся за границей, герои определили по дорожному покрытию: "У нас таких не строят". Да нет, уже строят, только около той же самой финской границы. Что касается нашей многострадальной глуши, так ведь хорошо еще помним, как в Шенкурска добирались за пять часов - рекордные показатели, а в распутицу - за десять-двенадцать, а ваш покорный слуга в детстве как-то даже двадцать четыре часа добирался.

В конце семидесятых проблему с трассой Москва-Архангельск вроде бы решили. Знаменитый тракт, по которому якобы шел в Москву Ломоносов, покрылся асфальтом. Стройка века шла около двадцати лет, с конца пятидесятых годов, когда первое черное покрытие появилось на выезде из Вельска. Дорога строилась тогда четвертой категории с соответствующими допусками по радиусам угла поворота видимости. До сих пор водители участок от Судромы до Вельска, мягко говоря, не любят.

Конец восьмидесятых ознаменовался бумом дорожного строительства. Знаменитые

"Дороги Нечерноземья" вы-звали к жизни десятки проектно-строительных кооперативов, ибо без проекта ничего вразумительного не построить, разве что существующие грунтовки отсыпать. Но при нашем бездорожье и это дало большую подвижку: проезд на легковой машине стал возможным к большинству центральных усадеб хозяйств, центрам сельских администраций.

Увы, ничто не вечно под Луной, особенно источники финансирования. Ушел Советский Союз, а вместе с ним капитальные вложения. Прекратилось не только дорожное, но вообще всякое строительство. Пыталось государство переложить финансирование на предпринимателей: отчисления в дорожный фонд составляли четыре процента от валового дохода предприятия. Для сравнения, сегодня по упрощенной системе налогообложения предприятие всего лишь может отчислять шесть процентов от поступлений.

Но здесь оказалось, что свирепость закона смягчила необязательность его исполнения. Собираемость налога оставляла желать лучшего. Построенное во времена перестройки осталось, как наследство, которое, впрочем, надо еще и содержать.

Худо-бедно грейдеры в хозяйствах еще не окончательно выработали свой ресурс, и гравийные дороги изредка планируют. Другое дело, что уходит культура строительства инфраструктуры.

Скажем, проектируется некое сооружение: кладбище или полигон бытовых отходов. Дело не дешевое само по себе: нужны изыскания площадей, геология, определение водоотвода, а на проект дороги денег нет, не говоря уж об ее строительстве.

Понять можно: без оформленного полигона на администрацию ложится бремя непомерных платежей за экологию, ну, а если полигон есть, то тот, кому надо на него попасть - попадет. Тут и начинает выходить боком вынужденное отступление от строительных норм и правил.

Отходы у нас, в основном, от лесопиления, и дорога начинает "украшаться" горбылем и опилками. Благо, что это можно объяснить засыпкой непроезжих ям. А под эту марку по обочинам дорог появляются отходы не только деревянные, но и бытового мусора. Давно нет свалки в районе телевышки на Аргунов-ском, но, видимо, сильна моторная память аборигенов. Дорога на городское кладбище - обыкновенная грунтовка, не говоря о ямах, тоже обрастает предметами, не украшающими последний путь.

Удобства забыты и по федеральной трассе. Ныне даже входы в универсамы положено оборудовать устройствами для инвалидов, чтобы не только по ступенькам, но и на коляске можно было подняться. Приснопамятный переезд через железную дорогу по улице Дзержинского оборудован автоматическими шлагбаумами, но, чтобы перейти его маме с коляской, нужна, по меньшей мере, помощь папы.

Реформа местного самоуправления непременно обострит эти вопросы ведь вместе с самостоятельным бюджетом в местные администрации перейдут заботы по погребению, утилизации отходов, содержанию проездов. Насколько будут выполнимы работы по удовлетворению этих насущных потребностей - ответ пока не просматривается. Ведь местные бюджеты будут формироваться из тех же источников, а по коммутативному закону сложения сумма инвестиций не изменится.

Здесь могут утешить разве те же народные сказки. Когда Иван-дурак попадает в безвыходное положение, как чудесным образом на помощь к нему приходит то ли серый волк, то ли царевна-лягушка, то ли решается все "по-щучьему велению": Америка решила проблему с дорогами после Великого кризиса.

Может так будет и у нас, когда уйдут иллюзии о помощи свыше, и мы начнем ликвидировать разруху, которая, по словам профессора Преображенского, начинается в собственных головах.


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 

 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Сегодня в 12:03 оставлен
комментарий к публикации
Он мог стать знаменитым боксером, но... погиб
29.05.2020 в 09:23 оставлен
комментарий к публикации
Сайт «Вельск-инфо». Быть или не быть…
24.05.2020 в 22:32 оставлен
комментарий к публикации
Конец путинизма и «продажная девка» социология
19.05.2020 в 00:51 оставлен
комментарий к публикации
Люмпенизация всея Руси. Новое поколение – «ликующая гопота»
14.05.2020 в 13:02 оставлен
комментарий к публикации
Первый столб поселка
14.05.2020 в 03:31 оставлен
комментарий к публикации
ПУТЛЕР, КАПУТ!
10.05.2020 в 11:04 оставлен
комментарий к публикации
«Путин – главный олигарх и разрушитель России»
Сегодня в 11:03 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru