«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
30 июня 2004 (32)
Игорь ЗВЯГИН

"Слава больше прибыля"

Петр I уделял очень большое внимание городу Архангельску, как городу, проводившему "царские торги" наиболее важными экспортными товарами.

Чтобы уберечь Архангель-ский город от неприятеля с моря, Петр приказал построить Новодвинскую крепость. Ее начали строить в мае 1701 года, а 25 июня она уже приняла свой первый бой. Шведская эскадра подошла к Архангельскому городу, чтобы разрушить и сжечь его. В Белом море шведы захватили лодью и принудили поморов Ивана Рябова и Дмитрия Борисова провести их к городу. Поморы догадались о намерениях шведов. Иван Рябов встал за штурвал враже-ского фрегата и посадил его на прибрежной отмели неподалеку от строящейся Новодвин-ской крепости. Два корабля сели на мель.

Шведы расстреляли поморов, но Иван Рябов чудом остался жив.

Петр I, узнав о его подвиге, подарил ему кафтан с собственного плеча и освободил от податей до конца жизни.

Строившиеся на Соломбальской судоверфи корабли предназначались и для обороны Беломорского Севера от вторжения шведов.

Так в 1710 году фрегаты "Святой Илья" и "Святой Петр" на пути из Архангельска в Копенгаген загнали в шхеры швед-скую бригантину и захватили два корабля. На следующий год они пленили еще три шведских торговых судна, а фрегат "Святой Павел" взял на "абордаж" одиннадцатипушечный капер, занимавшийся грабежом купеческих судов с военными припасами на пути Лондон - Амстердам - Архангельск.

Русский посланник в Копенгагене князь Долгоруков так оценил действия военных кораблей: "Слава больше прибыля, где от начала Света русские фрегаты не бывали, - ныне воюют".

В 1822 году соломбальский фрегат "Крейсер" под командованием М. П. Лазарева совершил кругосветное путешествие. Выйдя в августе в море, он прошел через порты Диль, Порт-смут, Рио-де-Жанейро, Дербент в русские владения Северной Америки. Семь месяцев "Крейсер" находился в Ново-Архангельске, охраняя дальнюю российскую колонию.

Фрегат отправился обратно в Россию в октябре 1824 г. и спустя 9 месяцев прибыл в Крон-штадт.

Плавание фрегата длилось 1084 дня, из них 457 дней в море под парусами. Однако даже и после столь продолжительного и трудного путешествия фрегат поражал современников чистотой и порядком.

Построенный в Соломбале линейный корабль "Азов" отличился в Наваринском сражении в октябре 1827 года. Артиллерийским огнем он потопил два огромных фрегата и корвет, заставил выброситься на мель 80-пушечный корабль, уничтожил двухдечный фрегат главнокомандующего турецкого флота - Тагир-паши. В бою "Азов" получил 153 пробоины, в том числе семь на уровне ватерлинии. За героизм, проявленный в бою, тридцать офицеров и матросов были удостоены правительственных наград. Среди них командир, капитан I ранга М. П. Лазарев, лейтенант П.С.На-химов и мичман В. А. Корнилов.

Линейный корабль "Азов" первым в истории военно-морского флота получил Георгиевский кормовой флаг и вымпел. Флаг был изготовлен из шелковой ткани и представлял полотнище сине-белого цвета длиной 14 м, шириной 8 м с изображением в Центре Георгия Победоносца.

В Наваринском бою участвовал и еще один соломбальский корабль "Иезекииль" - под командованием капитана II ранга И. И. Свинкина. В бою меткими выстрелами корабль уничтожил большой фрегат, несколько корветов и бригов. Пример беспредельной преданности Отечеству и отваги на поле брани явил командир корабля. "При начале дела, будучи сам тяжело ранен картечью, И. И. Свинкин не позволял себя перевязать и, подобно рыцарю Святославовых времен, на открытом месте своего корабля стоял на коленях, держась за веревку, в течение четырех часов, продолжая командовать боем, не упустил ни одного случая содействовать к одержанию победы".

Игорь ЗВЯГИН, председатель клуба военных моряков, г. Вельск


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 

 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Сегодня в 08:55 оставлен
комментарий к публикации
Местный товаропроизводитель не подкачал
15.02.2020 в 18:49 оставлен
комментарий к публикации
Учитель получила приз за «многопартийность»
15.02.2020 в 04:51 оставлен
комментарий к публикации
Довели…
13.02.2020 в 16:10 оставлен
комментарий к публикации
Дед Мороз не утонет
12.02.2020 в 13:45 оставлен
комментарий к публикации
«Новое время» устьянского свиноводства
11.02.2020 в 11:16 оставлен
комментарий к публикации
Рейдерский захват, или Развал Вельской потребкооперации
15.02.2020 в 23:48 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru