«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
16 июня 2004 (30)
Александр КАЛАБАНОВ

К какому храму мы ищем дорогу?

(Окончание. Начало в "В-И" N 26, 27)

Будет ли он грубияном, эгоистом, бездушным и непонимающим красоты, или внимательным, сострадательным, чутким человеком. Главное же в данном вопросе то, что женщина является противницей воли Божией о ней, ведь Бог создал ее помощницей мужу и матерью, а отнюдь не "деловой". "..." Казалось бы, ну что там, какая мелочь - подвела глазки или подрумянила щечки, поярче выделила губки, но этой "мелочью" женщина как бы говорит Богу: "Извини, Господи, но визажист из тебя никудышный, ничего-то ты в красоте не смыслишь". Судите сами: женщина, надевающая брюки (как правило, плотно облегающие фигуру) или мини-бикини, да еще "подштукатурившая" личико, соответствует ли словам апостола Павла о "стыдливости и целомудрии". Проделывая все вышеозначенные действия, женщина стремится быть "самой привлекательной и обаятельной" и нравиться мужчинам. Вроде, что в этом плохого? Но если вспомнить слова Иисуса Христа: "надлежит в мире быть соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят" и трезво оценить последствия столь "эффектного вида", то причиной скольких грехов и соблазнительных помыслов ежедневно становится такая женщина? Тем более, если мы говорим о храме, а ведь мужчины и в храме остаются мужчинами, поэтому я не уверен: будут ли благие мысли приходить в голову несчастному, перед которым встанет этакая чудная христианочка, да к тому же часто кланяющаяся?" (Осипов Георгий, священник. Женщина в храме. // Вельск-Инфо. 2002. 17-24 апреля.).

Еще одним не до конца выясненным спорным моментом в православии является вопрос о переводе на русский язык литургических текстов. Аргументов "за" и "против" этого предостаточно с обеих сторон.

Постоянное употребление непонятного языка, убеждены сторонники перевода части службы на русский язык, порождает приблизительное мышление, основанное не на точном следовании священным текстам, а на образности, домысливании их, своего рода текстологическом (от себя) анализе их. В свою очередь (из-за непонимания или недопонимания) это мешает и миссионерской деятельности Русской православной церкви. Но, несмотря на положительный опыт русификации литургии (например, при митрополите Никодиме в Ленин-градской епархии, где много лет по-русски читали за богослужением Апостол и Евангелие, возврат к традиционному чтению вызвал недовольство), на широкое распространение его, в отличие от других христианских конфессий, православная церковь не идет.

"Церковную догматику надо корректировать в соответствии с нуждами и вызовами времени", "Церковь должна быть неизменной" - такие лозунги в последние годы появились в повестке дня. И своеобразным яблоком раздора во взглядах на будущее РПЦ является деятельность созданных по инициативе священника Георгия Кочеткова православного братства "Сретение", Свято-Филаретовской Московской высшей православно-христианской школы (института) для подготовки миссионеров и катехизаторов и неформального Преображенского братства. Основанные в 1988 г., они стали одними из идеологов и практиков частичного перевода церковной службы на современный русский язык и изменения принципов катехизаторско-миссионерской деятельности, в том числе при работе с детьми и подростками.

По мнению о. Георгия Кочеткова, наставление в вере, приобщение к ней должно быть осмысленным и проводится "только по отношению ко взрослым людям, начиная, как правило, с 20-21 года. До этого все верующие христиане, как некрещеные, так и непричащающиеся крещеные, могут считаться проходящими в той или иной форме первые этапы оглашения". Процедура оглашения состоит из двух этапов и может продолжаться в течение нескольких лет. Целью ее является наставление верующего человека, посвящение его в тонкости православия для осознанного утверждения в вере.

Помноженная на перевод части церковной службы на русский язык и адаптированная к мыслительным способностям верующих, эта методика способствует осмысленному пониманию догматики и обрядов. Поэтому естественно, что попытки изменить официальные каноны православия не остались незамеченными иерархами Русской православной церкви и православными публицистами, увидевшими в них - т.н. "кочетковщине" - попытку раскола церкви, модернизаторство, обновленческий уклон.

В опубликованных ими статьях неоднократно утверждалось, что "члены братства в большинстве своем не понимают опасности своей роли и не могут ее увидеть, потому что они подвергнуты психологической обработке с помощью давно известных приемов духовного прельщения, через информацию, основанную на полуправде, а возможно, и на обмане". Говорилось, что Г. Кочетков и поддерживающие его на Западе сторонники экуменического диалога церквей (одной из самых страшных ересей в глазах православных фундамен-талистов, - поэтому многие обвинения в адрес "кочетковцев" базируются на очень популярной в постсоветском обществе теории заговора) принадлежат к ЦРУ, масонству, сектантству, иезуитам, протестантизму: "Задумаемся о таком очевидном факте: нравственная грязь идет к нам с Запада. На Западе народ воспитывают католики и протестанты. Никто там церкви не разрушал, священников не расстреливал, верующих не бросал в тюрьмы. Все условия для христианского воспитания были созданы. Почему же там победила сексуальная революция? Почему там победили вседозволенность, культ насилия? А наш народ, даже лишенный священства, под гнетом большевиков оставался нравственным, сохраняя свои православные корни. Не доказывает ли это нравственное различие между Россией и Западом, что инославные Церкви, отступив от Православия, сделались безблагодатны (интересно, читала ли это прокуратура - А.К.)? И не будут ли отряды (простите, семьи) кочетковцев помогать многочисленным западным миссионерам подчинять наш народ инославию?" (Мамонов Дмитрий. В какой церкви кочетковцы? // Москва. 1997. Февраль)

К 1997г. ситуация вокруг общины о. Георгия Кочеткова накалилась до предела, и оказалось достаточно одной искры, какого-либо конфликта или инцидента, чтобы вспыхнуло пламя. Так и произошло во время воскресной утрени 29 июня 1997 г. в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, куда священник Кочетков ранее был переведен по указу патриарха Алексия II, а точнее говоря, вытеснен при активном участии архимандрита Тихона Шевкунова - нынешнего духовника Владимира Путина.

На основании поставленных ему в вину беспорядков в храме, когда по причине психического расстройства здоровья второй священник был госпитализирован, священник Георгий Кочетков был запрещен в служении. Одновременно с ним с 9 октября 1997 г. по март 2000 г. были отлучены от причастия двенадцать прихожан храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках - почти все алтарники, члены приходского совета и семидесятилетняя старушка-помощница о. Георгия. Фактически это означало также и преследование общины опального священнослужителя, но в отличие от событий 1994 г., связанных с изгнанием из Владимирского собора Сретенского монастыря, на этот раз община Г. Кочеткова не была распущена или реформирована через присоединение к какой-либо другой.

Несмотря на это, дискуссия о реформировании РПЦ не прекратились, тем более что опального о. Георгия Кочеткова поддержало немало священнослужителей внутри самой церкви. Это также не позволило блокировать деятельность православного братства "Сретение", численность которого на начало 2002 г. составляла несколько тысяч человек (по приблизительным оценкам - от трех до пяти тысяч) и имела отделения - "вертикали" и братства в Санкт-Петербурге, Архангельске, Воронеже, Смоленске, Екатеринбурге и других городах России.

Действительно ли так "опасна" просветительская миссионерская деятельность Георгия Кочеткова и его сторонников, как это пытаются изобразить представители официального православия? Ответ на этот вопрос вряд ли будет однозначным, тем более, смотря с какой точки зрения ее подвергнуть анализу. "Каждый человек - это живая копия Бога, - считает священник Г. Кочетков, - А это значит - живая совесть, пусть даже иногда и раздавленная, больше расколотая. Образ Божий в человеке - это великая тайна, а христианство есть вера в Бога и человека. Поэтому деятельность нашего братства основана на доверии к каждому, что бы мы ни знали о его настоящем или прошлом. "..." У нас прошли катехизацию больше десяти тысяч человек, и это совсем не значит, что все до одного остались в Церкви. Я знаю только одно: чем дальше человек уходит от Бога, тем больше ему приходится испытывать тяжелых и мрачных переживаний. Поэтому главное - уберечь людей, хотя бы предупредить их от ошибок, от неверных шагов. Человек должен воплотить свою судьбу сам, нельзя стараться жить за него. Но помнить нужно всегда, это задача каждого христианина". (Колымагина Александра. Катехизатор всея Руси // НГ Религии. 2003. 21 мая.).

А вот еще одна цитата: "Человек должен знать четко: где тот путь, который ведет его к жизни, а не к смерти или каким-то тяжелейшим испытаниям, которые не оправдываются ничем. И поэтому оглашение, или по-гречески катехизация, - это просто помощь в тот момент, когда человек становится на собственные ноги. Если младенца не учить ходить, то он все будет лежать и лежать. А это неестественно для физического и психологического развития человека. Но так же происходит и в духовной жизни. "..." В Евангелии же говорится: "Идите, научите все народы", - потом уже, - "крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа", - и дальше, - "уча их соблюдать все, что Я повелел вам". А Я буду "с вами во все дни до скончания века". Так кончается Евангелие от Матфея, проверьте. Самые последние строчки. Итак, "идите, научите". А "научение" - это и есть катехизация. Потом уж - "крестите", то есть погрузите в благодать, ведь не одними словами духовная жизнь выстраивается. А потом, еще учите соблюдать все, что сказано Христом. Это уже как бы опыт какой-то практической духовной жизни" (Лойченко Светлана. Смириться - знать себе меру, жить в мире с собой и Богом. Интервью с ректором Свято- Филаретовского православного богословского института священником о. Георгием Кочетковым // Правда Севера. 2003. 14 января).

Вряд ли сказанное выше звучит как-то очень уж радикально или революционно. Многие согласятся с этой фразой. Тем не менее метод катехизации священника Кочеткова по-прежнему является предметом дискуссионного обсуждения в Русской православной церкви и вызывает больше всего возражений и обвинений в "духовном элитизме", поскольку напрямую про-пагандирует не слепое следование обрядам, а осмысленное понимание их через перевод церковной службы на русский язык.

Идеи Г. Кочеткова постепенно находят приверженцев в других регионах России. Через катехизацию по системе Кочеткова прошли тысячи людей. В большинстве это, конечно, представители интеллигенции - гуманитарной и технической, но есть и, как утверждают сами члены братств, определенный, не ниже, чем в других московских приходах, процент рабочих, служащих и пенсионеров. Тем не менее, несмотря на отсутствие сильного давления и обнадеживающие признаки, из-за отсутствия своего храма и опоры на духовенство, Сретенско-Преображенское братство сегодня переживает кризис, в результате которого может быть потерян уникальный опыт катехизации, утрачена динамика развития.

Гонения на Г. Кочеткова и его последователей пока приостановлены. Вероятнее всего, это связано не только и не столько с неопределенностью позиции Московской патриархии в этом вопросе, сколько с ожиданием, кто станет преемником Алексия II, поэтому, возможно, что травля "кочетковцев" продолжится. По крайней мере, Георгий Кочетков и его сторонники не исключают такого развития событий и готовятся к ним.

Однако помимо преследования со стороны лидеров церкви, может быть, куда большая опасность движению за обновление церкви исходит со стороны государства. Не исключено, что в определенный момент в целях модернизации общественного развития основной упор и ставка будут сделаны на реформаторское крыло Русской православной церкви. В таком случае православный либерализм рискует вновь повторить судьбу обновленческого движения начала - середины XX века - своих исторических предшественников.


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 
 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Сегодня в 07:48 оставлен
комментарий к публикации
Дед Мороз не утонет
17.02.2020 в 19:30 оставлен
комментарий к публикации
Гордость вельчан
17.02.2020 в 08:55 оставлен
комментарий к публикации
Местный товаропроизводитель не подкачал
15.02.2020 в 18:49 оставлен
комментарий к публикации
Учитель получила приз за «многопартийность»
15.02.2020 в 04:51 оставлен
комментарий к публикации
Довели…
20.02.2020 в 14:44 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru