«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
26 мая 2004 (27)
Инф.

К какому храму мы ищем дорогу?

(Продолжение. Начало в "В-И" N 26)

По крайней мере, на эту мысль наталкивает знакомство с комплексным экспертным заключением от 29 июня 2001 г. о вероучении и деятельности объединения "Свидетели Иеговы" в российском обществе, выполненным по запросу Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве и, возможно, использованном при вынесении судебного решения.

Читаешь, и оторопь берет от безапелляционных суждений (без участия историка и этнографа) четырех докторов наук, - юриста, психолога, филолога и философа, малоизвестных, в общем-то, в религиоведении специалистов, но почему-то вы- бранных экспертами в данной области.

Чего только не нашли эти специалисты в учении "Свидетелей Иеговы"! Клевета, призывы к насилию и убийствам, разжигание религиозной вражды, неправильное (неканоническое) толкование Библии (как будто никогда не было Реформации, как будто существует единое, установленное для всех конфессий толкование Библии, и комиссия, решающая, как правильно толковать Библию и кто имеет право на это толкование!? - А. К.), нарушение права человека на свободу информации, нанесение экономического вреда верующим, причинение морального ущерба организациям христианских конфессий, психологическое давление, несоответствие "традиционным нормам морали, принятым в культуре народов России и российского общества" - таков далеко не полный перечень обвинений иеговистов.

Больше всего, конечно, потрясают обвинения в создании "политической организации, стремящейся создать государство в государстве, а в последующем подменить собой гражданское общество и государство в Российской Федерации и других странах" (вывод N 11). Или в непримиримой оппозиции "российскому обществу, всем существующим в Россий-ской Федерации социальным институтам, в первую очередь государству как высшей форме выражения политической воли россиян", в том, что "используя псевдорелигиозную, эмоционально негативную риторику ("правление Сатаны", "нечестивые источники" гражданской власти и т.п.) объ-единение "Свидетели Иеговы" проводит среди граждан России массовую пропагандистскую кампанию, направленную на дискредитацию органов государственной власти и управления в Российской Федерации, всех основных социальных институтов в российском обществе. Результатом этой кампании является разрушение национальной, культурной и государственной идентичности граждан Российской Федерации, разрушение чувств общественной солидарности и гражданской принадлежности в отношении Российского общества и государства. Тем самым наносится ущерб интересам Российского общества и государства" ( вывод N 12). А вот еще: "Объединение "Свидетели Иеговы" в Россий-ской Федерации (совокупность всех организационных структур в России) является подразделением иностранной организации "Свидетели Иеговы", полностью контролируется и управляется из-за рубежа. При этом объединение "Свидетели Иеговы" в Российской Федерации контролируется из-за рубежа лицами и организованными группами, которые сами находятся в непримиримой оппозиции всем действующим в других государствах гражданским властям и государственным институтам, призывают к их скорейшему уничтожению" (вывод N 14).

Даже пресловутые ваххабиты, кажется, не удостаивались в таком количестве обвинений в "антигосударственной деятельности". Да здравствует поиск шпионов и террористов! Добро пожаловать в 1937 г.!

Иеговистам не привыкать к жизни в подполье и уголовному преследованию. Верующих этой конфессии бросали в конц-лагеря и тюрьмы в Германии (за отказ признавать Гитлера фюрером и служить в армии) и СССР. Многие из сегодняшних свидетелей, как, например, один из их старейшин Василий Калин, родились в тюрьме, куда за взгляды были помещены их родители."Живых иеговистов только и увидишь, что в тюрьмах, - писал в 1990 г. известный правозащитник и диссидент Владимир Буковский, - но даже и там они - в подполье. Легенды ходят по лагерям об их почти невероятной организованности, чудесах конспирации и изобретательности. Очевидцы рассказывают, что даже в самой режимной тюрьме, в карцере, под семью замками они регулярно получают свой журнал "Башня Стражи", издающийся в Бруклине, причем чуть ли не свеженький, последний выпуск. У властей они вызывают почти мистический ужас, граничащий с суеверием, отчего, конечно, любой обнаруженный иеговист автоматически попадает в тюрьму на длительный срок".

Похоже, что сегодня, при публично декларируемой любви к так называемым традиционным религиям России (читай - православию), все это грозит повториться вновь. По крайней мере, прошло немногим более недели, и мэр г. Сосновый Бор (Ленинградская область) аннулировал ранее принятое решение об отводе земельного участка для строительства молитвенного здания "Свидетелей Иеговы".

Кажется, это далеко не единичный пример, поэтому многие религиозные общины ( причем не только так называемого "нетрадиционного вероисповедания") сознательно избегают государственной регистрации, предпочитая свободу совести статусу юридического лица.

Между прошлым и будущим

Несмотря на привилегированное положение в государстве, РПЦ также переживает не самые лучшие времена. Это означает, что Русская православная церковь, зачастую рассматриваемая как последний оплот истинных ценностей и русской культуры, сейчас испытывает те же самые проблемы модернизации и духовного роста, что и все российское общество.

Конечно, внешне все выглядит очень даже пристойно: то тут, то там открываются новые храмы, восстанавливаются монастыри и церкви, все большее количество граждан России принимает православие, крестится, причащается, присутствует на службах. Но это лишь одна сторона медали, внешняя, поскольку, несмотря на все разговоры о духовном возрождении страны, истинно верующих, тех, кто ходит в церковь и соблюдает обряды, насчитывается 3-5%. Для остальных православие становится своего рода синонимом "русскости", этнокультурной идентификацией, а не реальной принадлежностью к церкви. Как отмечают исследователи, даже доходит до курьезов: число верующих, называющих себя православными, превосходит число людей, считающих себя верующими.

Но это все сиюминутные, преходящие явления, поскольку до сих пор в РПЦ не разрешены самые главные и злободневные вопросы - вызовы современности: объединение церквей, миссионерская деятельность православной церкви и других конфессий внутри страны, принципы привлечения паствы, перевод церковной службы на современный русский язык и т.д.

Проблемы эти настолько животрепещущи, что по ним время от времени ведутся дискуссии, выносятся резолюции и принимаются решения, однако, как это ни парадоксально, внутри самой церкви до сих пор нет единства взглядов на эти процессы. Как и сто лет назад, сегодня иерархи церкви также с подозрением относятся к идеям ревизии веры, применяя к их выразителям различного рода санкции. К счастью, нынешняя ситуация отличается от подобных попыток начала века хотя бы уже тем, что не инициируется и не поддерживается властью.

На взгляд нецерковного человека все очевидно: церковные традиции утрачиваются, вера размывается, поэтому следует поддерживать тех священников и верующих, кто пытается способствовать расширению православия, сознательному выбору исповедания. Но все далеко не так просто: иерархи РПЦ видят в этих процессах угрозу православию и более склонны поддерживать тех, кто ориентируется на замкнутое, неэкуменическое развитие православного христианства, чем тех, кто выступает за равноправный диалог с представителями других конфессий.

С точки зрения церкви обращение человека к вере - событие замечательное и значимое. Другое дело, что новообращенные христиане, по мнению священника о. Александра Борисова, идут в церковь "не столько с чувством собственной вины за жизнь, прожитую без Бога, сколько с чувством, что им чего-то в жизни не додали, и вот они пришли теперь наверстать свое".

"Достаточно прийти на богослужение в наш храм, чтобы увидеть, что большинство наших прихожан - это пожилые и старые женщины, - продолжает о. Александр Борисов. - Почти нет мужчин. Очень мало молодежи, причем, как правило, это интеллигенция, люди с высшим образованием. Рабочей молодежи нет совсем. Можно, пожалуй, без преувеличения сказать, что наша Церковь стала Церковью бабушек и интеллектуалов". В ней не хватает молодежи, людей среднего возраста. И причина здесь в том, что "для вхождения в православие необходимы либо психологическая установка, присущая пожилым женщинам, либо семейная традиция, не отвергнутая молодыми людьми, либо культурный уровень заметно "выше среднего". Кроме того, "все происходящее в наших храмах психологически и интеллектуально устраивает только "бабушек" - самую смиренную, терпеливую и малообразованную часть нашего народа. Среди них немало даже просто малограмотных. Это женщины с особой формой сознания, особой психологией, основное свойство которой - покорное смирение перед любым авторитетом, любой властью - светской или церковной. Это, кстати говоря, совсем не означает, что они смиренны и терпеливы в каждодневной жизни. Скорее даже наоборот, - смирение перед любым, даже небольшим, авторитетом нередко как бы компенсируется агрессивностью в повседневной, обыденной жизни. Например, к своим же подругам по храму и особенно к тем, кто в сложившейся иерархии постоянных прихожанок занимает более низкое положение. Такая же агрессивность проявляется и ко вновь зашедшим в храм, особенно к молодежи. Здесь очевидное желание подчеркнуть, что они в храме "свои", все знают, а "чужие" "ничего не понимают".

Возрастная и поколенная диспропорция верующих объясняется, прежде всего, тем, что в годы гонений и преследования со стороны государства, "будучи почти выключенными из общественной жизни, "бабушки" были труднодоступны для каких-либо гонений". Тогда это помогало церкви быть устойчивой и неизменной, а сейчас оказывает негативное влияние на ее внутренние процессы и развитие, поэтому думающее о будущем православия духовенство заботит проблема обретения новых членов церкви.

Разумеется, многих священников и прихожан и сегодня вполне устраивает сложившаяся практика крещения - детей в младенческом возрасте или взрослых, решивших последовать сиюминутному зову души или моды. В какой-то период времени это действительно было оправдано, однако ныне такая методика лишь увеличивает количество формально верующих христиан. Поэтому, ссылаясь на исторический опыт ранних христиан и других христианских конфессий, нередки мнения о необходимости бесед или наставлений перед проведением крещения, а еще лучше, прохождения специального оглашения, подготовки к принятию веры.

"Тут ситуация такая, - говорит сотрудник молодежного отдела Воронежско- Борисоглебской епархии священник о. Олег Шамаев, - что мы сначала крестим, потом объясняем человеку, в какого же Бога его окрестили. Это основная проблема. Все сложно завязано, чтобы это все покушаться менять. В Белгородской епархии как-то был такой эксперимент: в одном их храмов сделали бесплатное крещение, но для этого нужно было три-четыре раза посетить катехизаторские такие беседы. Никто не пришел. Нужен труд, чтобы заставить себя прийти послушать, узнать. Гораздо проще не прийти. К сожалению, есть такая пословица, которая гласит, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Поэтому основное число людей, которые серьезно приходят к вере, они проходят через скорби и страдания, к сожалению, чем когда это изначально воспитывается и прививается".

Едва ли приблизят современного человека к пониманию православия догматическое мышление в духе средневекового фундаментализма и проповедей женоненавистничества и неравноправия полов: "Можно услышать сколько угодно оправданий и одобрений того, почему женщины надевают мужскую одежду - это, мол, удобно, и тепло, и прочее, и прочее. Да, признаться, мужчиной быть очень удобно, но каждому свое. Всем известна поговорка: "С кем поведешься, от того и наберешься", так называемый "деловой" стиль женской одежды ее подтверждает. Ведь женщина, вольно или невольно, перенимает совершенно несвойственные ей мужские черты и в характере, и в поведении, и в походке, и в образе мыслей, и в восприятии окружающей действительности. Хотя ей самой, может быть, это и не заметно, но она теряет самое прекрасное, чем наградил ее Бог, - женственность. Так как мужской стиль обязательно сообщает женщине некую суровость, грубость, сухость и угловатость. А все это, увы, не красит женщину. Пожалуй, самыми обделенными в этой ситуации остаются дети - ведь они не ощущают того, что им в детстве так необходимо: материнской ласки, нежности, любви, красоты, а именно это формирует у ребенка характер.

(Продолжение в следующем номере)


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 

 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
21.10.2020 в 17:19 оставлен
комментарий к публикации
Он мог стать знаменитым боксером, но... погиб
03.09.2020 в 22:38 оставлен
комментарий к публикации
Опозорились перед гостями
15.08.2020 в 16:35 оставлен
комментарий к публикации
ПУТЛЕР, КАПУТ!
14.08.2020 в 06:59 оставлен
комментарий к публикации
«Электронная регистратура» в Вельске
07.08.2020 в 01:12 оставлен
комментарий к публикации
«Путин – главный олигарх и разрушитель России»
14.05.2020 в 13:02 оставлен
комментарий к публикации
Первый столб поселка
Сегодня в 04:28 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru