«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
11 февраля 2004 (6)
Валентин ПУСТЫШКИН

Местное самоуправление

20 вопросов и 20 ответов

О положениях нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Критические замечания со стороны общественного политического объединения "Важский край" в адрес администрации МО "Вельский район" побудили меня как руководителя аппарата администрации выступить в районной газете с некоторыми пояснениями по поводу предстоящей реформы местного самоуправления на территории Вельского района в 2004-2005 годах. В своей статье я отвечу на основные основополагающие вопросы предстоящей реформы.

16 сентября 2003 года Государственная Дума приняла внесенный Президентом Российской Федерации Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Окончательно данный закон вступит в силу 1 января 2006 года, однако до того, как предусмотрено законом, чтобы он заработал, необходимо принять ряд мер и сделать вполне определенные шаги и на уровне субъекта РФ, и на местном уровне. В целом следует отметить, что новая редакция Федерального закона не противоречит действующему закону, но его существенно корректирует. Другими словами, в новом законе значительно сужены возможности и субъекта федерации, и самого муниципального образования как в вопросах территориальной организации местного самоуправления, так и в вопросах определения структуры органов местного самоуправления. Большинство норм закона носит прямой характер. Например, перечень вопросов местного значения может быть изменен только внесением изменений в текст федерального закона. В то же время, ограничив свободы региональных и местных властей, закон создает реальные условия для становления и развития местного самоуправления действительно на всей территории России. В новом законе предусматривается усиление контроля за деятельностью органов местного самоуправления как со стороны населения, так и со стороны государства. Новые возможности для населения по контролю за деятельностью органов местного самоуправления должны способствовать повышению роли представительной демократии.

Для удобства восприятия основ нового закона предлагаю читателям газеты представить информацию в виде вопросов и ответов на эти вопросы.

- Какие виды муниципальных образований предусматривает закон на территории Вельского района?

- Количество видов муниципальных образований ограничено двумя основными (сельское или городское поселение и муниципальный район) и производным (городской округ), сочетающим в себе полномочия городского поселения и муниципального района.

- Что входит в понятия сельское поселение, городское поселение, муниципальный район?

- Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или)через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим законом), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий через выборные и иные органы местного самоуправления.

- Какой будет статус сельских населенных пунктов в составе городского поселения?

- Сельские населенные пункты в составе городского поселения будут считаться сельской территорией. Льготы, предусмотренные для жителей сельской местности, будут сохранены в полном объеме. Новый закон не предусматривает отмены льгот.

- Кто устанавливает границы муниципальных образований и определяет статус городского, сельского поселения, муниципального района?

- В срок до 01.01.2005 года субъект Российской Федерации (органы государственной власти Архангельской области) принимает областной закон об установлении границ муниципальных образований и наделяет их статусом городского, сельского поселения и муниципального района. В случае неисполнения в указанный срок данной нормы закона Правительство Российской Федерации до 01.03.2005 года самостоятельно утверждает границы муниципальных образований.

- Каковы критерии по определению границ вновь образуемых поселений вместо существующих сельсоветов?

- Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности для жителей всех поселений, входящих в муниципальный район.

- Могут ли быть исключения из правил при определении границ муниципального района?

- Исключения возможны, новый закон допускает при определении границ муниципального района не применять вышеуказанные критерии в случае низкой плотности населения. Перечень муниципальных районов с низкой плотностью населения в срок до 01.06.2004 года утверждается Правительством Российской Федерации.

- В каком случае проводится местный референдум или сход граждан?

- Если в течение месяца со дня вступления областного закона об установлении границ вновь образованных муниципальных образований инициативная группа граждан выступит с инициативой о проведении местного референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления данного муниципального образования, то в этом случае органы государственной власти Архангельской области в срок не позднее периода времени с 01.02.2005 по 31.03.2005 года организуют проведение местного референдума (схода граждан).

- Кто устанавливает численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и назначает дату выборов?

- Органы государственной власти Архангельской области до 31.03.2005 года устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, назначают дату выборов. Данные выборы проводятся в срок не позднее 01.11.2005 года.

- Каким образом будут учитываться результаты референдума (схода граждан) в случае их проведения?

- В случае проведения местного референдума (схода граждан) по определению структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования органы государственной власти Архангельской области в срок до 01.04.2005 года устанавливают дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципального образования, предусмотренных структурой органов местного самоуправления, установленной по итогам референдума (схода граждан).

- Каким образом можно будет определить границы муниципальных образований на местности?

- Органы государственной власти Архангельской области обязаны в срок до 01.01.2007 года описать и утвердить в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы муниципальных образований.

- Что такое "иные органы местного самоуправления"?

- Кроме трех обязательных органов местного самоуправления: представительного, исполнительно-распорядительного и главы муниципального образования законом предусмотрено наличие иных органов местного самоуправления, а именно: контрольного органа и муниципальной избирательной комиссии.

- Каким образом избирается глава муниципального образования?

- Глава муниципального образования избирается непосредственно населением либо депутатами из состава представительного органа местного самоуправления.

- Кем может быть глава муниципального образования после своего избрания?

- Глава муниципального образования может быть:

- главой администрации муниципального образования либо председателем Собрания депутатов, если избран всем населением;

- председателем Собрания депутатов, если избран депутатами из своего состава.

- Может ли глава муниципального образования одновременно руководить администрацией и быть председателем Собрания депутатов?

- Не может, за исключением случая, если численность населения в поселении, являющемся муниципальным образованием, менее 1000 человек.

- Какая численность представительного органа регламентируется законом?

- Численность депутатов представительного органа определяется уставом и не может быть менее:

- 7 человек - при численности населения от 1000 до 10000 чел.;

- 10 человек - при численности населения от 10000 до 30000 чел.;

- 15 человек - при численности населения от 30000 до 100000 чел.

На постоянной штатной основе может работать не более 10 процентов депутатов.

- Избирается ли представительный орган в малочисленных муниципальных образованиях?

- В случае, если в муниципальном образовании проживает менее 100 человек, полномочия представительного органа местного самоуправления осуществляются сходом граждан.

- В какие сроки необходимо изменить уставы муниципальных образований?

- Муниципальному образованию "Вельский район" в срок до 01.07.2005 года необходимо привести в соответствие с требованиями нового закона устав и другие нормативные акты органов местного самоуправления.

- Каким образом будут приниматься уставы вновь образовываемых муниципальных образований?

- В срок до 01.11.2005 года необходимо избрать представительные органы местного самоуправления во вновь образуемых муниципальных образованиях. После избрания представительного органа будет решаться вопрос о принятии устава либо представительным органом, либо на референдуме (сходе граждан).

- Финансовые возможности разных муниципальных образований по наполнению бюджета за счет налоговых поступлений будут различны, каким образом предполагается производить выравнивание бюджетов муниципальных образований?

- Механизм выравнивания бюджетов разных муниципальных образований давно отработан и практически останется без изменений, только лишь в какой-то мере изменятся критерии и более полно в законе отражены условия изменения предоставления дотаций и субвенций.

При определении размера дотаций будут исходить из возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения и исходя из численности населения. Размер дотаций определяется в расчете на одного жителя городского или сельского поселения по утвержденным нормативам.

- Кто утверждает размер дотаций и из какого фонда будут поступать дотации?

- В субъекте Российской Федерации образуется региональный фонд финансовой поддержки поселений, и распределение дотаций производится после утверждения их областным законом непосредственно в муниципальные образования поселений, а в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений - через субвенции, поступающие в бюджет муниципального района для выравнивания бюджетной обеспеченности районов.

Законом предусмотрены и иные способы выравнивания бюджетов поселений, например за счет изменения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в порядке, установленном законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

***

Комментируя новый федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", невозможно в 20 вопросах и ответах охватить весь пласт основных норм закона, потому что закон очень сложен для быстрого восприятия и не все нормы закона прописаны однозначно.

В настоящее время требуется вносить изменения в налоговый и Бюджетный кодексы, что пока еще не сделано.

К безусловным достоинствам закона следует отнести достаточно подробную и продуманную главу о сроках и методике реализации закона. Вместе с тем именно в этой главе поставлен "капкан" для тех субъектов Российской Федерации, которые попытаются реализовать реформу в установленные законом предельно допустимые сроки.

Законом определен трехуровневый принцип реализации закона: Правительство РФ, субъект Федерации и уровень местного самоуправления. Для каждого уровня управления определены сроки реализации своих полномочий, которые взаимосвязаны и не допускают в некоторых случаях опережения первоочередных сроков.

В то же время нагрузка на региональную власть по реализации закона в несколько раз больше, чем на федеральную, и совсем минимальная роль отводится местному самоуправлению в инициативе по реализации закона.

Исходя из пессимистических прогнозов по срокам реализации закона можно отметить следующее:

Правительство Российской Федерации обязано в срок до 01.06.2004 года утвердить перечень субъектов и отдельных муниципальных районов с низкой и высокой плотностью населения на территории. На этих территориях закон будет применяться в несколько ином варианте, чем на территориях с нормативной численностью населения.

До получения Постановления Правительства РФ возможности субъекта РФ несколько будут скованы, и излишняя инициатива может привести ситуацию к противоречивым решениям. Допустим, что Правительство РФ уложится до 1 июня 2004 года и исполнит свои полномочия по определению территорий с низкой и высокой плотностью населения. В этом случае у областной администрации остается всего шесть месяцев для проведения основной и самой важной в процессе реализации закона процедуры установления границ вновь образуемых муниципальных образований.

Срок шесть месяцев - не такой уж и большой и, зная механизм разработки и принятия решений Правительства, даже можно сказать, что срок практически предельный для принятия продуманных решений особой важности, затрагивающих интересы всего населения области.

Допускаю, что к 31.12.2004 года границы вновь образуемых муниципальных образований установлены, то в этом случае у правительства Архангельской области наступит период ожидания. Что будет ждать Правительство области? Правительство области будет ждать инициативы проведения референдума (схода граждан) по вопросу определения структуры органов местного самоуправления. Если такая инициатива поступит в течение месяца и будет оформлена в соответствии с законом, областная избирательная комиссия назначает и проводит в срок до 31 марта 2005 года референдум на территории соответствующих муниципальных образований. Есть большие сомнения, что вся эта процедура будет выполнена в установленные сроки.

В то же время нет никакой ясности, что будет делать область, если результаты референдума будут отрицательные. В законе нет ясности по этому вопросу. Дело в том, что вмешательство субъекта в этот процесс касается только случаев, когда решение о проведении референдума не было принято.

Между тем, выйти из всех за-труднительных ситуаций, которые могут возникнуть в связи с довольно сжатыми сроками переходного периода подготовки к вступлению Федерального закона в силу, вполне возможно, если начать реализацию закона заблаговременно, не ожидая конца установленных законом сроков и не дожидаясь, когда к этому начнут принуждать федеральные органы власти.

Валентин ПУСТЫШКИН, руководитель аппарата администрации МО "Вельский район"


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 

 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
25.10.2020 в 18:58 оставлен
комментарий к публикации
Он мог стать знаменитым боксером, но... погиб
03.09.2020 в 22:38 оставлен
комментарий к публикации
Опозорились перед гостями
15.08.2020 в 16:35 оставлен
комментарий к публикации
ПУТЛЕР, КАПУТ!
14.08.2020 в 06:59 оставлен
комментарий к публикации
«Электронная регистратура» в Вельске
07.08.2020 в 01:12 оставлен
комментарий к публикации
«Путин – главный олигарх и разрушитель России»
14.05.2020 в 13:02 оставлен
комментарий к публикации
Первый столб поселка
Сегодня в 16:50 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru