Вельск-инфо
7 января 2004 (1)
Любовь КОШЕЛЕВА
Веруем!
Не хлебом единым живет человек
Кулойский православный приход нуждается в помощи и поддержке
Уже несколько недель назад состоялся разговор с настоятелем нашего прихода отцом
Димитрием, а состояние легкого шока, пожалуй, не прошло до сих пор. И вот на
фоне этой душевной, но не очень веселой беседы мне вспоминалось другое, яркое и
такое обнадеживающее событие всего лишь трехлетней давности: прибытие
миссионерского поезда церкви в Кулой.
В свое время об этом много писалось в обеих районных газетах. Как искренне
радовались мои земляки, встречали миссионеров хлебом-солью. Казалось, люд-ской
поток будет неиссякаемым. Каждый стремился приобщиться к высокой миссии: и
службу отстоять, помолиться, и свечи поставить кому за здравие, кому за упокой,
исповедаться и причаститься, - а сколько тогда приняли таинство крещения!..
Народ толпами шел, - неужто лишь только потому, что крестили бесплатно, значит,
не по вере своей шли?.. Тогда же хотелось верить в лучшее, что действительно
народ потянулся к вере, к чистому и возвышенному. Ведь именно тогда вслух и
серьезно заговорили о необходимости иметь в поселке свой Храм, пусть небольшой,
но свой:
Радовались почину, небольшой комнате в здании бывшего поселкового совета.
Собрали все самое необходимое, с миру по нитке. Недавно дали еще одну комнату,
где была аптека. Есть теперь место для занятий в воскресной школе, где можно
послушать не только проповедь, но и рассказ из жития святых, что-то записать в
тетрадь, зарисовать в альбом, посмотреть видеофильм. Занимаются в воскресной
школе взрослые и дети, и такая школа, пожалуй, пока единственная в районе, да и
не в одном.
Правда, не всех желающих детей отпускают в эту школу родители. Что тут больше
влияет: наша, ставшая притчей во языцех, русская лень, даже в воскресный день
лень потратить на свое чадо час-полтора, или боязнь, что через Божье слово дети
в конце концов поймут и, конечно же, не одобрят не совсем праведную жизнь
взрослых?
Как горячо, всего лишь год назад, спорили о выборе места под будущий Храм.
Сколько "копий сломалось" в этих дебатах в кабинетах поселковой и районной
администраций и на газетных полосах. Наконец-то место вы-брали (не совсем
удачное, но менее спорное для разных сторон), заложили фундамент. Осветили.
Прозвучали торжественные речи, красивые правильные слова о вере, о духовном
возрождении, о том, что Храмы на Руси чаще строились всем миром, но и богатыми
людьми тоже. У нас в Кулое, видимо, таких нет. Обещали оказать помощь и глава
районной администрации Н.И.Веревкин, и глава поселковой
администрации А.И. Зубко, но они не из богатых спонсоров. Зачем тогда и обещать,
если заранее знаешь, что в кармане ни рубля; если только ради красивого словца?
Или государственную власть религия волнует мало? Тогда тем более грешно говорить
о том, чему сам не веришь и знаешь, что не поможешь ничем. Но люди сделали вид,
что поверили:
Но прошел год, вот уже и второй - шаги отмеряет. Улеглась шумиха, стих бум
вокруг строительства будущего Храма. Фундамент потрескался, потихонечку
рассыпается. Обещанного сколько ждут?
Я не глубоко верующий человек, я скорее путник, идущий к Богу, в чем-то
сомневающийся, что-то еще не знающий и не понимающий, а значит, и плутающий. Но
я твердо знаю и верю в то, что Храм в нашем поселке обязательно нужен, и не
только потому, что название поселка в переводе с угро-финского или мордовского
так и осталось спорным, вызвавшим столько шума и переполоха, а еще и потому, что
состояние нашего местонахождения далеко не благополучно. Об этом говорит и отец
Димитрий, об этом говорят и люди, чьи дома стоят теперь на месте старого
кладбища. А если вспомнить, что здесь в свое время было две зоны, это сколько
смертей, сколько костей под шпалами. А в лесных болотах до сих пор находят
безымянные захоронения, обнесенные колючей проволокой. Сколько загублено
невинных душ, непокаянных, с обидой и болью, не прощенных и не простивших.
И до сих пор действуют две дороги на кладбище, которые давно пора уже закрыть.
Переполнено. Задыхаешься от того количества зла, негатива, что витает в воздухе.
А мы еще сомневаемся: нужен ли нам Храм?!
Нужен! Как чистый воздух, как родниковая вода. Да только Храм из воздуха не
построишь, даже с Божьей помощью. Эта помощь от Бога должна быть в нас с вами, в
каждом из нас, ради будущего наших детей и внуков. И напрасно некоторые думают,
что раз окрестился, значит, и от зла защитился. Что молиться ходят только старые
люди, доживающие свой век, да те, кто, мол, много нагрешил. А я, мол, вроде и
безгрешен. Хотя согрешить каждому очень просто, и даже можно и невольно, не
желая этого: стоит плохо подумать о невиновном человеке, осудить ближнего,
позавидовать его удаче, осмеять промах, или пройти мимо человека, нуждающегося в
твоей помощи, в твоем добром слове. Все мы знаем десять заповедей, да все ли
живем по ним, всегда ли это получается? Ищем успокоения, просим защиты, молим о
благодати не для себя, а в первую очередь для детей и внуков, родных и близких.
И особенно просим об этом в большие церковные праздники. Вот тогда-то и тесно в
этой небольшой молельной комнате, где для прихожан отведена всего лишь 1/3
часть, более не получается. Вот тогда и душно от запаха ладана, и трудно
выстоять службу и малым детям, и больным, пожилым людям от двух до четырех
часов. Службы проходят еже-дневно, иногда и вечером в некоторые дни. Прихожан
бывает на службе до тридцати человек, вечером 8 - 10 человек. Значит, кому
сложно выстоять службу утром, можно посетить Храм вечером. Приходят на службу не
только верующие, но и те, кто в трудную минуту нуждается в поддержке и
вспоминает о Боге, приходят крестить детей, внуков, - сами к тому же некрещеные.
Всем открыты двери Храма. Каждому посетителю рад отец Димитрий. Подскажет и
научит тех, кто не знает, как вести себя в Храме, молитв не знает и лики святых
неузнаваемы ему. Только невольно возникает мысль: если сейчас, вечером на службе
5 - 8 человек, то сколько их будет в Храме на окраине поселка? Сейчас многие
оправдываются тем, что не солидно, мол, Храму и бару располагаться в одном
здании, потому и не ходят. Глупости это. Истинно верующий человек приходит на
беседу с Богом, и разве может ему помешать расположение бара с торца здания?
Ясно, что хотелось бы лучшего, но нет его пока, значит, надо как-то
приспособиться. Кстати, еще ни разу бар не помешал службе, и тем более
наоборот. Но чем будут оправдываться наши ленивые души потом, когда будет Храм,
но прихожан (а не захожан) больше не будет? Встает вопрос о том, чтобы отдать
всю правую половину здания под Храм. Но для этого надо переселить ветлечебницу и
телемастерскую. А куда? Или приспособить заброшенное здание столовой. Но ведь и
на ремонт тоже нужны деньги. Где их взять? Нет денег на строительство Храма, но
на ремонт зданий, переделку их, - тоже деньги нужны, и немалые. Значит, всех
желающих в праздник наш Храм принять пока не может, опоздавшим придется стоять в
коридоре.
Пятьдесят человек для той комнаты, что есть сейчас, уже много. На Рождество и
Пасху желающих посетить службу гораздо больше. Так нужен нам Храм или нет?
Резонно задала вопрос одна из бабушек, освятив квартиру и заплатив 100 рублей.
Для нее это большие деньги, и она считает, что это уже достаточно, чтобы начать
строительство Храма, а для стройки в наше время это - капля в море. Лес, кирпич,
железо, шифер - это только самое основное, но ведь сколько еще к этому приложить
надо. И бригады нанять. Истинно верующий работник согласен поработать и за 50%
оплаты, но ведь и у него семья, дети. Разве его за это осудишь, если мы то сами
изредка когда денежку положим, чаще десяточку, иногда полтинник в ящичек-кассу.
Вот и получается, что за 3 месяца на рынке в кассе сняли всего-то
14 рублей и то мелочью, а в магазинах от 50 до 100 рублей - за два месяца, и то
я называю округленные цифры. А на Храм нужно каждому взрослому, работающему и
пенсионеру по 100 рублей вложить. Каждому. И может и не один раз. Так как и
церковная утварь, и иконы тоже Храму нужны, а они тоже немалых денег стоят. А
еще, оказывается, и одеяние у отца Димитрия на каждый святой праздник своего
цвета должно быть, чуть ли, семи цветов радуги.
Есть церковная лавка, где можно купить не только свечи, но и книги, иконы,
ладанки, принадлежности для ритуалов и т. д., но выручка у нашего прихода
невелика. А ведь надо купить и новый товар. На семью же отец Димитрий может
потратить лишь 10% дохода.
Вот и посчитайте, если на вечерней службе пять человек купили по 2-3 свечки, и
один купил икону за 30 рублей. Каков доход? И что может купить батюшка на ужин
своей семье из трех человек (семья ждет четвертого члена семьи).
А я, наивная, думала, что у церковнослужителей есть хоть какая-то зарплата или
хоть какое-то пособие.
Нет у них ни зарплат, ни пособий, ни больничных, ни декретных у матушки, ни
пенсий:
"Как же вы живете?" - спрашиваю матушку Татьяну, ждущую второго ребенка,
старшему только-только год исполнился. Семья имеет статус малоимущей. Она же мне
спокойно так и с достоинством мудрой женщины-матери отвечает:
"Да Бог без хлеба-то совсем не оставляет. С прихода и живем. Друзья помогают".
Мне же только удивиться пришлось ее спокойствию и вере: "Раз Богу угоден этот
ребенок, значит, даст ему и пропитание", - и ни обреченности, ни обиды. Раньше,
в иные времена, приход давал возможность жить, и может даже безбедно; чем больше
прихожан, тем больше приход. Опять же и в казну областной епархии больше
перечислять надо. Вельский приход перечисляет по 5 тысяч, наш же
еще "юный", начинающий, пока освобожден от такого налога, а то еще бы по
3 тысячи ежемесячно надо было перечислять. Хотя Церковь и Государство
сосуществуют раздельно, и государственные власти с помощью приходу не спешат,
однако налоговая инспекция не забывает чуть ли не с первых дней наведываться в
наш приход, - разумеется, не свечи купить:
А жить с прихода действительно может истинно верующий человек. Верующий, а не
играющий в эту веру. Предприниматели наши вроде и не отказывают в помощи в таком
богоугодном деле, но не спешат. У всех свои неотложные дела. А время-то идет.
Правда, неожиданная помощь пришла от одного из прихожан, продал он батюшке свою
машину в кредит на неопределенный срок расчета. "Отдашь потихонечку. Надоело
смотреть, как ты пешком все бегаешь". Хоть и висит этот долг немалым бременем,
но батюшка рад: появилась возможность быстрее передвигаться, а значит, и быстрее
решать свои дела. Легче выехать хоть в Вельск, хоть в деревню Погост, хоть в
Кокшеньгу, где он тоже проводит службы, где ему очень рады и ждут его, и зовут к
себе. А если учесть, что в деревне у земли и прожить легче, а сам батюшка на
службе своей как "военнообязанный", прикажет Владыка - и поедешь со всем
семейством туда, где нужнее, - то, чего доброго, наши прихожане могут остаться у
разбитого корыта без Храма и без батюшки.
А раз мы заинтересованы в своем приходе, значит, и помогать надо активнее. Нет
денег, но ведь можно помочь чем-то другим. Всегда можно подойти и спросить: "Чем
помочь?". Кто-то подарил шторы на окно в новую комнату, кто-то кое-какую посуду
принес для трапезной. А нужны еще и канцелярские товары для занятий в воскресной
школе. Оказывается, если на каждом дареном кирпиче, или листе железа, или плиты
написать имена усопших, их будут поминать, пока стоит Храм, а он стоит не десять
лет - века.
Это ли не лучшая память своим родным и близким, своим предкам.
Сейчас время поста, покаяния. Скоро большой церковный праздник - Рождество
Христово. Время многое переосмыслить в своей жизни, переоценить. Неужели и этой
светлой идее по-строить Храм потомкам нашим так и не удастся воплотиться в явь,
потонет в глубоком болоте косности, равнодушия и мрака?
А может все-таки всем миром и каждый из нас?
Любовь КОШЕЛЕВА, наш корреспондент, п. Кулой
P.S. Ну, а тех десяти тысяч, что передал В.В. Мальчихин через П.А. Боровикова,
хватило лишь на две церковные утвари, что очень необходимы в обряде службы. Даже
"поддельные" цветные металлы немалых денег стоят.