«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
23 июля 2003 (30)
Галина ВЕРЕВКИНА

Краснознаменному северному флоту - 70 лет

Днем рождения Краснознаменного Северного Флота принято считать 1 июня 1933 года, но первые русские мореплаватели появились на побережье Белого и Баренцева морей, называвшихся тогда Студеным морем, в XI-ХII вв. Они были выходцами главным образом из Новгородской и Ростово-Суздаль-ской земель. Вначале они совершали свои походы на небольших гребных и парусных судах вдоль побережья и на близлежащие острова, а затем стали выходить в открытое море на крупных морских судах. Основными целями их дальних плаваний были зверобойный и рыбный промыслы и торговля со скандинавскими странами. Создание в XV веке Русского централизованного государства и присоединение к нему Новгорода послужило новым толчком в развитии море-плавания русских в северных морях. В 1584 г. был основан город Архангельск - главный порт Русского государства на Севере.

Северные богатства притягивали к себе иностранцев, которые стремились любыми путями прибрать к своим рукам владения Русского государства на побережье Ледовитого океана. Для защиты морских рубежей России необходим был постоянный военный флот, который удалось создать только во время правления Петра I. В 1696 году Боярская дума приняла указ "Морским судам быть", а чуть раньше - в 1693 году, во время первого приезда Петра I в Архангельск, была заложена Соломбальская судостроительная верфь. Строительство коммерческих (торговых) судов на ней началось в 1694 году, а военных - с начала Северной войны (1700- 1721 гг.), которую Россия вела против Швеции. После выхода России к Балтийскому морю центр военного судостроения переместился на берега Невы - в С.-Петербург, в силу чего военное судостроение и создание военно-морского флота на Севере не получили своего дальнейшего развития.

С началом первой мировой войны (1914-1918 гг.) Балтий-ское, а затем и Черное моря были блокированы противником - Германией и Турцией, и единственным ближайшим морским путем для связи России с союзными государствами стали Белое и Баренцево моря. Для защиты перевозок из портов союзников - Англии, Франции, США в северные порты России и обратно царское правительство в июле 1916 г. приняло решение о создании флотилии Северного Ледовитого океана, которая базировалась в Архангельске и Мурманске. В ее состав вошли корабли "Варяг", "Чесма" и "Пересвет", поднятые японцами со дна и выкупленные у них цар-ским правительством. К началу октября 1917 г. в состав флотилии входили 1 линейный корабль, 2 крейсера, 6 миноносцев, 40 тральщиков, 11 посыльных судов, 5 сторожевых катеров, 3 подлодки, 7 ледоколов и более 20 других судов.

В годы гражданской войны и интервенции стран Антанты и США часть кораблей флотилии Северного Ледовитого океана была захвачена интервентами и уведена, а другая - уничтожена.

В 1933 г. начался новый этап строительства советского флота на Севере. По указанию партии и правительства был подготовлен к переводу из Балтийского моря по Беломорско-Балтийскому каналу отряд боевых кораблей. 18 мая 1933 г. отряд кораблей Балтийского флота в составе эсминцев типа "Новик", "В. Куйбышев", "Урицкий", сторожевых кораблей "Ураган" и "Смерч", подводных лодок "Декабрист" и "Народоволец" вышел из Кронштадта на Север. 5 августа корабли прибыли в Мурманск. Во время перехода кораблей - 1 июня - начальник штаба РККА издал циркуляр о создании Северной военной флотилии. Первым командующим флотилии был З.А. Закупнев. 21 сентября 1933 г. из Кронштадта в Мурманск прибыл второй отряд кораблей в составе эсминца "Карл Либкнехт", сторожевого корабля "Гроза" и подводной лодки "Красногвардеец". 11 мая 1937 года Северная военная флотилия была переформирована в Северный Флот.

Суровым испытанием для Северного Флота явилась Великая Отечественная война. Свой вклад в победу над врагом внесли и велъчане. Всю войну воевал на Северном Флоте в должности командира отделения разведки 110-го зенитного артиллерийского дивизиона ПВО Владимир Иванович Силуянов. В 1942 году добровольцем ушел на фронт 16-летний Михаил Петрович Носков. После учебы на Соловецких островах в 1942-1943 гг. он служил в Архангельске и Иокаганьге (ныне Гремиха) на сторожевых катерах. В 1943 г. был переведен на эскадренный миноносец "Грозный" артиллеристом, на котором сопровождал транспортные корабли союзников до Архангельска, участвовал в освобождении Норвегии.

В августе 1942 г. в составе 92-й морской бригады Северного Флота был отправлен на защиту Сталинграда матрос Могутов Александр Арсеньевич. Осенью 1942 г. он был тяжело ранен осколком мины.

Многие североморцы в годы войны осваивали военно-мор-ские специальности в учебном отряде Северного Флота на Соловецких островах. В их числе - Горбунов Александр Григорьевич, впоследствии воевавший в отдельной бригаде торпедных катеров, Зайцев Вениамин Паисьевич, направленный после окончания учебы на Черноморский Флот, Киселев Александр Алексеевич и другие.

Действуя на морских сообщениях противника, силы Северного Флота за время войны потопили 755 и повредили 258 кораблей и судов врага, уничтожили 773 самолета. Северный Флот также нес потери в ходе тяжелых боев с противником. Многие корабли возвращались в строй благодаря героическому труду женщин, заменивших у станков ушедших на фронт мужчин. Шахова (в девичестве Попова) Эмилия Васильевна, уроженка Вельска, освоив специальность токаря, в 1942-1944 гг. работала в поселке Роста Мурманской области на военном заводе 35. Фронт проходил в 30 км от поселка, но рабочие завода в течение всей войны ремонтировали советские и американские подводные лодки.

За выдающиеся заслуги перед Родиной в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками при защите Советского Заполярья и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 45 гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1965 года Северный Флот был награжден орденом Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны начал военно-морскую службу наш земляк, уроженец д. Бучнево Попонаволоцкой сельской администрации, вице-адмирал Кичев Василий Григорьевич. Он прошел славный путь от начальника боевой и физической подготовки гвардейского крейсера "Красный Крым" Черноморского Флота до представителя Главнокомандующего объединенными вооруженными силами стран Варшавского Договора. На Северный Флот он пришел служить в 1950 г. Дважды - в 1963 и 1969 гг. - совершил переход на атомной подводной лодке подо льдами Арктики, за что был награжден двумя орденами Ленина. Следует отметить, что он единственный из наших земляков получил звание вице-адмирала.

В послевоенное время наши земляки достойно служили и продолжают служить на Северном Флоте, защищая морские рубежи страны как над водой, так и под водой. Майор запаса Дубов Александр Константинович проходил срочную службу в отдельном морском железнодорожном артиллерийском полку Порт-Артурской военно-морской базы Тихоокеанского флота в 1951-1955 гг. в должности командир отделения химиков. В 1955-1957 гг. - работал командиром-инструктором морского клуба ДОСААФ г. Молотовска (ныне г. Северодвинск). Он награжден двумя медалями "Китайско- советская дружба".

Старшина 1 статьи Чуев Николай Григорьевич проходил срочную службу в 1958- 1962 гг. в должности моториста-электрика на катерах специального назначения на Новой Земле. Во время службы он участвовал в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, в связи с чем является ветераном подразделения особого риска.

Некоторые из наших земляков во времена СССР шли служить на Северный Флот по комсомольским путевкам, так как ВЛКСМ с 1922 г. шефствовал над Военно-морским Флотом страны. Так, в 1972 году Самуйлову Виктору Евгеньевичу была вручена комсомольская путевка для прохождения службы на корабле "Архангельский комсомолец", но судьба распорядилась по-иному. После окончания радиотехнической школы в Архангельске он был направлен на Черноморский Флот и служил старшиной команды гидроакустиков на малом противолодочном корабле в Севастополе.

В 1970-е годы начинал срочную службу на Балтийском Флоте на корабле "Московский комсомолец" Ждановский Николай Петрович, а заканчивал - на Северном Флоте. После службы он связал свою жизнь с морем: 25 лет ходил на рыболовецких судах в должности машиниста-механика. В 1980-е годы отлично служил на Северном Флоте старшина 2 статьи Суханов Андрей Вячеславович.В 1996 - 98 гг. проходил срочную службу матрос Васендин Сергей Васильевич. Он служил в отдельном дивизионе пограничных сторожевых катеров в Архангельске в должности старшего моториста, является отличником погран-службы.

Среди наших земляков много тех, кто проходил службу на подводных лодках Северного Флота. Старшина 1 статьи Скрябин Владимир Александрович служил в 1950- 1955 гг. на дизельных подводных лодках в должности командира отделения штурманских электриков. Он награжден тремя знаками "Отличный подводник". На дизельной подводной лодке "Челябинский комсомолец" проходил в 1960-е годы срочную службу Пятовский Валерий Александрович. Будучи курсантом учебного отряда подводного плавания имения С.М. Кирова в Ленинграде, он получил специальность гидроакустика. В составе экипажа подводной лодки он нес боевое дежурство в Средиземном море с октября 1967 г. по февраль 1968 г. На отдых подводная лодка заходила в г. Александрию (Египет), где военные моряки имели возможность познакомиться с памятниками истории и архитектуры этой удивительной страны и пообщаться с местным населением. С октября 1968 г. по апрель 1969 г. экипаж подводной лодки "Челябинский комсомолец" выполнял задание правительства СССР в Индийском океане. За время службы В.А. Пятовский награжден нагрудным знаком "За дальний поход".

(Продолжение читайте в следующем номере)

Галина ВЕРЕВКИНА


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 

 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Сегодня в 10:46 оставлен
комментарий к публикации
ПУТЛЕР, КАПУТ!
17.05.2019 в 19:59 оставлен
комментарий к публикации
Социальный работник – не просто профессия
17.05.2019 в 07:41 оставлен
комментарий к публикации
Он мог стать знаменитым боксером, но... погиб
13.05.2019 в 15:47 оставлен
комментарий к публикации
Свобода подорожала
13.05.2019 в 15:41 оставлен
комментарий к публикации
Антипутинский митинг в Вельске:
11.05.2019 в 13:50 оставлен
комментарий к публикации
Не хотите объединяться – заставим
08.05.2019 в 18:23 оставлен
комментарий к публикации
В Москве – первые признаки Революции
Сегодня в 12:15 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru