«« Декабрь 2012
п в с ч п с в
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
 

Вельск-инфо
5 февраля 2003 (6)
Анатолий ХУДОЛЕЕВ

Наша история (5 стр.)

Калейдоскоп исторических событий

С интересом прочитал книгу "Важский край (источниковедение, история, культура)", в которую вошли материалы научно-практической конференции - "Важский край в истории России: прошлое, и настоящее" (Вельск, 3-5 ноября 1999 года), посвященной 80-летию Вельского краеведческого музея. Из этого сборника читатели узнают об археологе, историке, человеке О. В. Овсянникове (докторе исторических наук) и его масштабной творческой биографии, связанной в том числе и с раскопками на Вельской земле. Жители деревень Ростовской, Филяевской, Аргуновской, Плесовской и Копалихи, возможно, впервые откроют для себя тот факт, что на их территории найдены известные памятники, стоянки, селища наших далеких предков. Заборскому святилищу на реке Кулой, что в переводе с саамского означает Рыбная река, посвящено отдельное исследование И. Ф. Никитинского (Вологда). Думаю, кому-то из читателей будет интересна информация Д. И. Пинаевского (Сыктывкар) о численности населения, естественном приросте, половозрастной структуре и динамике сословий Вельского уезда с 1858 по 1914 годы. А как просто и мудро решали наши предки весьма щекотливые вопросы, мы узнаем, в частности, из сообщения Л.И.Цветковой (Архангельск) "Усть-Вельская волость во второй половине XIX - начале XX веков" - за самовольную порубку леса в 1899 году удержать с "Александра Варнавина в пользу удела 2 рубля 46 копеек:". "По постановлению понятых крестьян, участвовавших в рассмотрении описи имущества, в продажу были назначены : "ружье и клепеч, как не составляющие необходимости в крестьянском быту". Но ввиду "добровольной уплаты долга" вещи были возвращены. И подводит итог разделу "История и историки" анализ проблем историографии первой четверти XX века Е. И. Овсянкина (Архангельск), из которых особенно огорчает тот "ледниковый период", когда "во второй половине 30-х годов были буквально разгромлены архивное ведомство страны и краеведческие общества".

Раздел "Культура" начинается с рассказов о реставрации двух редких шенкурских головных уборов (девичьего и женского) и разнообразной коллекции пряничных досок-скалок XIX века Вельского краеведческого музея.

Чтобы оценить их по достоинству, лучше один раз увидеть эти предметы старины, как и некоторые другие, на отличных черно-белых фотографиях (16 страниц - 22 снимка). Большое исследование Т. А. Ворониной (Москва) посвящено теме "Пивоварение и связанные с ним традиции праздничного застолья в Вологодской губернии в конце XIX века". Раньше "среди многих крестьян бытовало мнение, что купить водку - незатейливое дело, а вот сварить хорошее и вкусное пиво было под силу не каждому домохозяину". Обычно его "варили на Рождество, Новый год, Масленицу, Троицын (собственно, Духов) день, день святых Петра и Павла (29 июня) и Преображеньев день (6 августа)". Закуска подавалась гостям после четвертого угощения пивом со словами: "Без четырех углов избы не бывает". Продолжает эту очень популярную и сейчас тему повествование Т.Б.Андреевой (Москва) о северно- русской утвари для приготовления пива, в которой упоминаются наши соседи из Хозьминской сельской администрации: "В ходе моей поездки в деревню Кишерма Вельского района Архангельской области были обнаружены у местного пивовара Ю. Е. Кондратова два лагуна (бочонка) с инициалами предыдущих владельцев и датами 1860 и 1908 годы". Интересное сообщение сделали А. А. Бровина и Л. П. Рощевская (Сыктывкар) "Библиотеки Вельского уезда Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX века". "Самыми крупными и богатыми по содержанию были библиотеки, открытые на совместные средства земства и известного книгоиздателя Ф.Ф.Павленкова, который завещал использовать свой капитал для создания бесплатных библиотек в провинции". Одну из восьми таких библиотек "Вельское уездное земское собрание в 1900 - 1902 годах постановило открыть в деревне Смольянской Есютинской волости". Здесь также даны сведения о первой типографии в Вельске, благотворительном дамском обществе и домашнем клубе. Публикация Г. А. Веревкиной (Вельск) "Создание и деятельность Вельского музея в 1919 - 1924 годах" развенчивает легенду "о том, что он создан на основе коллекции предметов старины крестьянина деревни Головковской Вельского уезда Василия Феоктистовича Кулакова, которую он подарил музею в 1919 году". Почему реальность оказалась далека от людской молвы, читателю предстоит выяснить самому. Кстати, работники нашего музея никак не могут добиться того, чтобы ему официально присвоили имя В. Ф. Кулакова, то представителя районного собрания на конференции нет, то еще какие-то бюро-кратические неувязки - давно пора решить этот вопрос. В работе М. И. Мильчик (Санкт-Петербург) показано, как необычный декор дома А. Ф. Бураковой в селе Долматово неожиданно повторился в росписи прялок. А вы можете себе представить потолок в горнице, расписанный цветами и птицами, в избе - под ночное звездное небо и все это в 1850 - 1860-х годах?! Тут же тему продолжает В.Г.Кондратьева (Архангельск), публикуя новые данные о семье потомственных живописцев Петровских из деревни Чурковской Шенкурского уезда Архангельской губернии. В другом контексте с двумя вышеназванными сообщениями перекликается рассказ А.В.Завьяловой (Верховажье) "Творчество наивных художников как отражение национальной самобытности русской души". По мнению автора, "существо наивного искусства отражает фраза: "Остановись мгновенье - ты прекрасно!". Или наоборот: ":ты ужасно!". То есть "Я" художника так открыто, так хрупко и незащищено, как это бывает в детстве, - отсюда и наивность". Ее слова иллюстрируют две картины Т. В. Ажгибкова 1993 года - "Каргопольская мадонна" и "Солнцепоклонники". Самым большим открытием в данной книге для меня стала информация Л. Н. Крыловой (Москва) о "Вельской ссылке Н. Н. Померанцева 1934 - 1937-х годов". В 1930 году в советской печати и пропаганде все чаще замелькал термин "культурная революция" и началось планомерное уничтожение памятников культуры и старины. Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве спас от сноса только "сидячий протест" на его ступенях деятелей культуры. "5 марта 1934 года за активное выражение несогласия с генеральным планом реконструкции Москвы, предполагающих снос таких памятников, как Сухаревская башня, Красные ворота, Триумфальная арка в честь 1812 года и ряд храмов, Н. Н. Померанцев был приговорен "Тройкой" коллегии ГПУ по статье 58, пункты 10, 11, к трем годам ссылки в г. Вельск". А уезжая от нас, Николай Николаевич увозил три благодарные справки - от Дома соцкультуры, Общества изучения Северной области и детсада 2 на улице Красной. Многие ли из вельчан сделали столько же для своего родного города? - спрашивает автор. О всех трудностях и удачах административно высланного работника культуры с большой буквы читатель узнает из захватывающего повествования "Цветы, спасшие жизнь", которое читается на одном дыхании.

"Сегодня мы все без исключения нуждаемся не только в интеллектуальной пище, но более всего - в душевной и духовной. Исстари наши предки поучались и находили немалое утешение в чтении житий христианских святых и подвижников". Наверняка, у многих на слуху такие имена великих людей земли русской, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Зосима и Савватий Соловецкие. Но, оказывается, и на Вельской земле был свой подвижник веры - в третьем разделе книги "Источниковедение" этот редкий факт освещает Е.А.Рыжова (Сыктывкар) "Житие Варлаама Важского (Пинежского) - памятник истории и культуры Важского края". О становлении и развитии медицины с 1869 по 1916 годы мы узнаем из "Журналов Вельского уездного земского собрания (36 томов)", творческую работу с которым провела М. П. Потехина (Вельск). Освещению сплошной коллективизации, ее проблемам и перегибам посвящено исследование М. А. Шумар (Вельск) "Материалы муниципального архива Вельского района по коллективизации на территории Пежемского сельсовета: в 1929 - 1934 годах". Интересны идеологическим отрывом от жизни признаки пяти кулацких хозяйств деревни Чечеткино: "Кожзавод, торговля, кузнец, наемный труд, сдача в аренду помещений". "Практически в одно и то же время с вопросами о хлебозаготовках составляются списки нуждающихся в хлебных пайках. Это ли не парадокс того времени: с одной стороны - сдаем государству излишки хлеба, а с другой стороны - учитываем голодающих. В 1931 году в этом списке только в селе Пежма числилось 182 человека".

В конце этого сборника указаны все сведения об авторах публикаций и выражается благодарность спонсорам издания - тираж 700 экземпляров.

Бывает же так - зашел проверить, нет ли в музее альманаха вельских поэтов, а купил совсем другую книгу, которая оказалась мне интересна не менее той, что искал. Еще очень много в нашей истории белых пятен, поэтому любая непредвзятая информация на эту тему - как глоток свежего воздуха. Не все открытия в этой книге меня порадовали - слишком много потерь за советский период, но в целом ее выход, еще одно подтверждение того, что многомерная открытость свободного общества куда интереснее вождистской однобокости. В ноябре 2002 года в Вельске прошла межрегиональная научная конференция "Пути Важского краеведения", в ходе которой было заслушано 25 докладов ученых, сотрудников музеев из восьми городов страны.

Теперь мы вправе ждать выхода нового сборника исторических и культурных откровений.

Анатолий ХУДОЛЕЕВ


КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

    Комментарии пока недоступны...
 

 
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
23.07.2019 в 10:05 оставлен
комментарий к публикации
Он мог стать знаменитым боксером, но... погиб
20.07.2019 в 10:38 оставлен
комментарий к публикации
Конец путинизма и «продажная девка» социология
17.07.2019 в 17:00 оставлен
комментарий к публикации
Поражение обернулось победой?
17.07.2019 в 16:58 оставлен
комментарий к публикации
«Электронная регистратура» в Вельске
15.07.2019 в 12:32 оставлен
комментарий к публикации
ПУТЛЕР, КАПУТ!
04.07.2019 в 00:37 оставлен
комментарий к публикации
Избирательная память, или Нападение – лучшая защита
28.06.2019 в 05:54 оставлен
комментарий к публикации
Когда мы будем достойными памяти наших великих предков?
23.07.2019 в 17:41 оставлено
сообщение в «Гостевой»

РЕКЛАМА


© «Вельск-инфо» – еженедельная независимая общественно-политическая газета. Учредитель и издатель – ООО «Редакция газеты «Вельск-Инфо».
Адрес редакции: 165150, г. Вельск Архангельской области, ул. Первого Мая, 36. E-mail: velinfo@yandex.ru Телефон-факс: 8 (81836) 6-25-14.
Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции. Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель.
При использовании информационных материалов гиперссылка на «Вельск-инфо» (http://velsk-info.vagaland.ru) обязательна.
Главный редактор – Сергей Малов. Директор – Константин Мамедов. Web-мастер – Юрий Давыдов.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru